СССР в 20–30-е годы: пластические искусства

Живопись и скульптура. Уже с первых дней революции, советская власть активно привлекала художественную интеллигенцию к работе. Графики трудились над массовыми изданиями «Народной библиотеки», скульпторы осуществляли ленинский декрет о монументальной пропаганде, художники украшали агитпоезда, агитпароходы, оформляли площади, дома, массовые празднества, демонстрации, т.е. большинство почувствовали себя нужными обществу.

20-е годы оказались довольно мирными в изобразительном искусстве. Здесь шли не политические, а творческие споры. В живописи особенно приветствовался эксперимент. Весьма к стати пришелся «Черный квадрат» К. Малевича, «формулы», как символ вечного и постоянного, П. Филонова («Формула петроградского пролетариата», «Формула весны»). Нашли свое место «голуборозовцы» (П. Кузнецов и М. Сарьян), представители «Бубнового валета» (П. Кончаловский и И. Машков). Продолжали работать «русские импрессионисты» (А. Рылов и К. Юон).

Центром притяжения молодых становится московский Вхутемас (Вхутеин). Достаточно назвать некоторые из выставок тех лет: «Беспредметное творчество и супрематизм», «Цветодинамос и тектонический примитивизм».

В противовес «левым», в защиту классических традиций  искусства встала Ассоциация художников революционной России  (АХРР), а затем Общество художников станковистов (ОСТ). Эти организации поставили целью создание стиля «героического реализма»: показывать окружающую жизнь как уже свершившийся идеал, в котором все пронизано новым и не может уже быть место старому.

   В этом духе А. Дейнека, член ОСТ, пишет картину «Текстильщицы». Полотно составлено исключительно из индустриальных мотивов: ажурные конструкции цехов, разные технические приспособления, машины, которые подчинены воле рабочего человека. Только вот почему то эти люди на полотнах Дейнеки не вызывают симпатий. Ни радости на лицах, ни эмоций, не удовлетворенности от совершаемой работы. Скорее, это продолжение  темы о превращении человека в придаток машины, в робота. Талант художника оказался сильнее воли самого автора.  

Важное место отводилось историко-революционной теме. Ведущую роль играли И.И. Бродский, автор «Ленинианы» (одна из популярных картин «Ленин в Смольном») и художник-баталист М.Б. Греков, чье имя носит студия военных художников (картины «Тачанка», «Трубач первой конной»). Понятно, что станковисты сразу же получили абсолютную поддержку властей.

В начале 30-х создается единая организация – Союз художников СССР. Теперь все обязаны были вооружиться методом социалистического реализма. Картины приобрели характер монументализма,  повествовательности. Зрителю предлагался идеализированный,   революционизированный   вариант  действительности,  как  например, «Колхозный праздник»  С. Герасимова (1937 г.), «Праздник в деревне»  А. Пластова (1937 г.).

В скульптуре 20–30-х  гг.  расцветает монументальное искусство,  скульптурный портрет. В это время И. Шадр создает свою знаменитую композицию «Булыжник – оружие пролетариата», плодотворно работают С. Меркуров, А. Матвеев, А. Голубкина

Большой популярность пользовалось творчество В. Мухиной. В итальянской монографии «Скульптура первой половины XX века» написано: «Величайшими скульпторами XX века являются Роден и Мухина...». Мировую известность Вере Игнатьевне приносит «Крестьянка» собирательный образ сельской женщины, труженицы и хозяйки своей земли. Скульптуру для музея покупает правительство Италии.

В. Мухина. Крестьянка.

В 1930 году Мухина вместе с семьей пытается уехать за рубеж. В результате – арест и ссылка в Воронеж. Опальный скульптор, тем не  менее, получает заказ на создание статуи «Рабочего и Колхозницы» для советского павильона на всемирной выставке 1937 года в Париже. Шедевр скульптуры XX века рождался очень болезненно. Какой-то внимательный доносчик усмотрел в складках юбки «некое бородатое лицо» (Троцкого), начались бесконечные затяжки с окончательной приемкой. Но не поставить статую нельзя, и Мухиной удается настоять на своем.  Изображения этой скульптуры, ставшей символом Советского Союза, разошлись по всему свету на марках, монетах, плакатах.

Архитектура переживает далеко не лучшие времена. Прежде всего, было разрушено множество строений прошлого, «не соответствующих новым революционным задачам», больше всего досталось культовым сооружениям. В 20-е годы были свои «левые» и в  архитектуре, которые считали, что нужно решительно порвать с прошлым. Вынашивались грандиозные планы, как например, строительство городов будущего, которым не суждено было воплотиться в реальность.

Архитекторы и скульпторы продолжали осуществлять план монументальной пропаганды. С 1924 г. А. Щусев работает над проектом Мавзолея В.И. Ленина. Сначала был построен деревянный мавзолей, в 1930 г. его заменил каменный. Четкость и строгость сооружения подчеркивало удачное сочетание темно-красного гранита и черного лабрадорита. Гранитный барельеф, изображающий герб СССР, был исполнен скульптором Шадром.

В рассматриваемый период строительство в СССР приобретает грандиозный размах. Ведущим направлением в архитектуре 20-х стал  конструктивизм. В художественном отношении постройки решались упрощенно, цельные плоскости совмещались с большими застекленными поверхностями здания, сочетались разные по композиции объемы. Уже в 20-х гг. города и улицы становятся однообразными.

В 30-е годы укрепилась советская власть, страна сделала индустриальный рывок и, как водится, потянуло к классицизму. Воцаряется стиль, получивший меткое название «сталинский ампир». Здания несоразмерные человеку, помпезные, чрезмерно парадные, с огромными колоннадами,  гигантскими  арками ворот, призванные воспевать величие и мощь советской власти. В том же духе мыслился, оставшийся только на бумаге, Дворец Советов в Москве  Б. Иофана. Архитектор предложил многоярусную конструкцию, обнесенную колоннами с сорока метровой статуей В.И. Ленина наверху. Дворец Советов проектировался как главное здание Москвы  с залом заседаний на 20 тыс. мест, театром на 6 тыс. человек.

Ярким примером «сталинского ампира» является комплекс Московского университета на Ленинских горах. Сооружено оно было, правда, уже на рубеже 50-х, но стилевые особенности здесь выдержаны очень тщательно.

Таким образом, в 20–30-е годы «великий перелом» произошел во всех областях жизни советского народа и носил он весьма противоречивый и спорный характер. В конце 30-х гг. предельно обостряется международная обстановка. Страна стояла на пороге новых испытаний.  

 

Игорь Эммануилович Грабарь
      На озере

Дмитрий Стахиевич Моор

«Черные вороны готовят разбойничий набег на СССР»

Шадр Иван Дмитриевич
  Булыжник – оружие пролетариата

Иогансон Борис Владимирович
   Допрос коммунистов

Александр Александрович Дейнека
Текстильщицы. 1927

Будущие летчики, 1938

Оборона Севастополя. 1942

Оборона Петрограда. 1956

Баскетбол. 1962

Вера Игнатьевна Мухина

Крестьянка. 1927

Рабочий и колхозница

Б.М. Иофан

проект Дворца Советов

 





КУЛЬТУРА СССР В 20–30-е ГОДЫ Содержание