1891-1976
См.: http://museumdom.narod.ru/iofan.html - Музей "Дом на набережной"
"Один из крупнейших и
лучших советских зодчих - родился в 1891 г. в Одессе. Там же прошло и его
детство. Еще мальчиком Иофан увлекается рисованием и решает в будущем стать
живописцем. В 12 лет он поступает на живописное отделение художественного
училища. Позже, под влиянием товарищей, Иофан переходит с живописного на
архитектурное отделение. В 1911 г. он заканчивает училище и получает диплом об
окончании курсов и звание техника-архитектора. По отбытии военной службы Иофан
практикует в Петербурге подмастерьем у известных архитекторов А.О. Таманяна, И.И.
Долгинова, частично работает у своего старшего брата Дмитрия. Изучая
произведения русского классицизма, молодой архитектор мысленно все больше
обращался к истокам архитектуры.
В 1914 г. Иофан уезжает в Италию, в которой
пребывает 10 лет. Окончание художественного училища дало Иофану право поступить
сразу на третий курс Высшего института изящных искусств в Риме. Большой след в
жизни Иофана оставил архитектор Армандо Бразини, его будущий соперник в конкурсе
на проект Дворца Советов в Москве. В 1916 г. Иофан успешно заканчивает Высший
институт изящных искусств и начинает работать самостоятельно. Он много строит в
Италии (Рим, Аквиль, Тиволи, Тоскана и др.). Затем заканчивает курс в Высшей
инженерной школе. В 1921 г. вступает в итальянскую компартию.
В 1924 г. Иофан возвращается в СССР. Его привозит
в Москву А.И. Рыков, с которым он познакомился в Риме. Рыков находился в Италии
на лечении после перенесенного инфаркта. Он предлагает Иофану строить новую
советскую жизнь, новую социалистическую архитектуру – радостную, величественную
и помпезную. Иофана заинтересовало это предложение прежде всего потому, что он
мечтал строить крупномасштабные общественные сооружения и в реалиях советской
действительности ему открывались заманчивые перспективы.
Борис Иофан стал крупной и значимой фигурой
советского зодчества. В Москве по его проектам были построены удобные и
функциональные жилые дома, общественные и учебные заведения. Первым жилым
комплексом, построенным в Москве, стали дома на Русаковской улице (1925 г.) с
прекрасной экономичной планировкой квартир и гармоничным экстерьером.
Крупнейшим реализованным замыслом архитектора стал
комплекс Дома ЦИК и СНК СССР на Берсеневской набережной (1927-1931). Это
сооружение является важной вехой на творческом пути зодчего. Возведенный в эпоху
увлечения идеей домов-коммун, этот дом существенно отличался от них. Он содержал
в себе, кроме жилья, большое количество пристроенных общественных помещений:
клуб с театральным залом (ныне театр Эстрады), самый большой тогда в Европе
кинотеатр «Ударник» на 1600 зрителей, универмаг с продуктовым и промтоварным
отделениями, столовую, спортзал, библиотеку, механическую прачечную, почту и
сберкассу. Дом имел на себе отпечаток времени, выраженный в аскетизме внешнего
облика. Тогда господствовал строгий и лаконичный конструктивизм, отличительными
чертами которого были простые, логически геометризованные формы. Мрачно-серые
стены создавали впечатление несокрушимой мощи, подавляющей своим величием, что
явно выделяло это сооружение среди построек позднего конструктивизма и,
очевидно, должно было вносить в архитектурный образ дома некий признак
могущества и несокрушимости власти, которой он принадлежал. Некоторое
разнообразие в это вносили фонтаны, размещенные архитектором во внутренних
дворах комплекса, в память о его пребывании в Италии.
На участке более трех гектар, ограниченном
Берсеневской набережной, улицей Серафимовича и обводным каналом, на трех с
половиной тысячах свай было возведено около полумиллиона кубометров жилой и
общественной площади, что даже по сегодняшним масштабам является огромным
строительством. В доме было 505 квартир, в которых было все для удобного
проживания. Дом Правительства был первым и последним объектом элитного жилья, к
которому применимо определение - простой, аскетичный объем. Все, последовавшие
за ним, дома для советской элиты были тесно связаны с изменившейся творческой
направленностью советской архитектуры, взявшей курс на освоение классического
наследия".
См.: http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/ARTS/MUKHINA/VORONOV.HTM
           проект Дворца Советов"В самом начале 1930-х годов происходили серьезные события в советской архитектуре. Прежние острые разногласия между конструктивистами и традиционалистами были притушены, и представители всех прежде враждебных друг другу течений вошли в 1932 году в единый Союз советских архитекторов. Новые веяния в архитектуре явились опосредованным отражением изменений в общественном сознании. В социальной психологии общества наметились две, казалось бы, разнонаправленные тенденции.С одной стороны, перестал удовлетворять массы идеал аскетизма и самоограничения первых революционных лет. Люди как бы несколько устали от суровости быта, им захотелось чего-то более человечного, понятного и уютного. Уже в конце 1920-х годов Маяковский устами спящих вечным сном у Кремлевской стены революционеров спрашивал у своих современников: "А вас не тянет всевластная тина? Чиновность в мозгах паутину не свила?" Поэт явно чувствовал возникающее стремление не столько даже к ненавидимой им "изящной жизни", сколько просто к более спокойному, прочному существованию в капитально построенных домах среди настоящих, крепких, красивых, "дореволюционных" вещей.
С другой стороны, успехи индустриализации, выполнение первого пятилетнего плана, пуск новых заводов, строительство Днепрогэса, Магнитогорска, Турксиба и т.д. порождали энтузиазм, желание видеть и в искусстве, в том числе и в архитектуре, увековеченными эти победы.
Хотя истоки этих двух тенденций были различны, они, переплетаясь и взаимодействуя, породили желание видеть несколько иное искусство - не чисто агитационное и только призывающее, не аскетичное и суровое, а более светлое, утверждающее, близкое и понятное каждому и в определенной мере пафосное, прославляющее. От этого нового, небывалого еще искусства ждали понятности и впечатляющей величавой силы. Это искусство не должно было резко рвать с традицией подобно конструктивизму и производственничеству 1920-х годов, по, наоборот, в чем-то опираться на культурное наследие прошлых эпох и на мировой художественный опыт... Это было естественно: новый, вышедший на историческую и государственную арену класс должен был освоить культурные богатства свергнутых классов, а не "перепрыгивать" через них.
Именно такую архитектуру предложил Б.М. Иофан в конкурсных проектах Дворца Советов и Парижского павильона, смело сочетая ее с пластическими искусствами, в частности со скульптурой, приобретавшей новые "архитектурные" качества. Справедливо пишет доктор архитектуры А.В. Рябушин, что в сложившихся социально-психологических условиях творческая фигура Иофана оказалась в высшей степени исторически современной. Воспитанный в традициях классической школы, он не остался чужд архитектурных веяний периода своего ученичества. Тщательно изучив старую архитектуру Италии, он в то же время прекрасно знал современную ему западную практику и мастерски владел языком зодчества 1920-х годов.
Архитектура Иофана представляет собой цельный и, главное, образный сплав разнородных тенденций и истоков. Это была архитектура эмоциональная, динамичная, устремленная вперед и вверх, построенная на достаточно привычных, хорошо воспринимаемых пропорциях и сочетаниях масс и объемов, вместе с тем выразительно использующая прямолинейность, четкую геометричность конструктивизма, да и к тому же еще в сочетании с фигуративной пластикой и отдельными классическими деталями профилированными тягами, картушами, пилонами и т.д. Причем классические мотивы часто нарочито упрощались, а от архитектуры 1920-х годов брался лаконизм и структурная ясность целого. Все это позволяло Б.М. Иофану, как считает А.В. Рябушин, создать "свой ордер, свой порядок построения и развития архитектурных форм, крупномасштабность и сочная пластика которых сочетались с филигранной профилировкой вертикально устремленных членений"."
Искусство СССР в 20–30-е годы | Содержание |