Изобразительное искусство. Дальнейшее развитие русской живописи было связано с двумя поворотными событиями, положившими конец академической монополии. В 1863 году 14 выпускников Академии во главе с И. Крамским отказались писать дипломную картину на предложенный сюжет «Пир в Валгалле» и просили предоставить самим возможность выбора тем. После отказа, художники демонстративно вышли из Академии, образовав независимую Артель художников, которая стала основой для создания в 1870 году Товарищества передвижных выставок.
В уставе Товарищества говорилось, что его члены должны сами вести свои материальные дела, а также устраивать выставки и вывозить их в разные города («передвигать» по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Главная роль в создании Товарищества и выработке его устава принадлежала (помимо Крамского) Мясоедову, Ге, Перову, Прянишникову, Саврасову. Первая выставка открылась в 1871 году, последняя состоялась в 1923 г.
Жизненная правда, простота и естественность, неразрывная связь с интересами народа, демократическая идейность – таковы принципы передвижников. Диапазон их творчества был чрезвычайно широк. Почетное место занимал социально-бытовой жанр, позволявший чутко откликаться на насущные запросы современной действительности. Однако, критический пафос, сосредоточенность на проявлениях социального зла уступают место более широкому освещению народной жизни. Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта («Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» В.М. Максимова), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характера, богатство и величие родной природы (произведения А.К. Саврасова, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, И.И. Шишкина), героические страницы национальной истории (творчество В.И. Сурикова).
В.Г. Перов. Сельский крестный ход на пасхе. Истинной душой критического направления в живописи был В.Г. Перов, сумевший показать многие стороны простой будничной жизни: неприглядный облик некоторых священников («Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах»), беспросветную жизнь русских крестьян («Проводы покойника», «Последний кабак у заставы»), быт городской бедноты («Тройка») и интеллигенции, вынужденной искать нелегкий заработок у «денежных мешков» («Приезд гувернантки в купеческий дом»). Они просты по сюжету, но пронзительны в своей скорби. Как и Федотов, Перов начинает с картин-рассказов, где акцент делается на какой-то одной детали (например, перевернутая лицом вниз икона или упавший в грязь молитвенник в «Сельском крестном ходе на Пасхе»).
Поразительно многогранна деятельность И.Е. Репина, который был духовно связан с освободительным движением в России, что и отразил в таких картинах как «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали». Художник изображает народную жизнь в «Бурлаках», «Крестном ходе в Курской губернии», обращается к проблемам русской истории в картине «Иван Грозный», смелость и свободолюбие народа Репин воспел в «Запорожцах». Он оставил грандиозную, потрясающую по выразительности портретную галерею своих современников. Глубиной, правдивостью психологической характеристики отличаются и многочисленные портреты Крамского, Перова, Ге, Ярошенко, Серова.
Художником русской сказки, былины стал выдающийся мастер В. Васнецов. В течение 80-х годов появились широко известные исторические картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», позже им же созданы полотна «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин». Обладая гениальной способностью проникать в дух прошлых времен и дел, Суриков останавливался на бурных, переломных периодах в истории русского народа.
Портрет писателя Льва Николаевича Толстого
Переход Суворова через Альпы в 1799 году
Сельский крестный ход на Пасхе
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы
Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского
Портрет писателя Владимира Ивановича Даля
Крестный ход в Курской губернии
Портрет композитора М.П.Мусоргского
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года
Запорожцы пишут письмо турецкому султануНиколай Александрович Ярошенко
Грачи прилетели. Пейзаж с церковью. 1894
       
Культура России второй половины XIX века | Содержание |