Русское искусство во второй половине ХIХ века

Изобразительное искусство.  Дальнейшее развитие русской живописи  было связано с двумя поворотными событиями, положившими конец академической монополии. В 1863 году 14 выпускников Академии во главе с И. Крамским отказались писать дипломную картину на предложенный  сюжет «Пир в Валгалле» и просили  предоставить самим возможность выбора тем. После отказа, художники  демонстративно вышли из Академии, образовав независимую Артель художников, которая стала основой для создания в 1870 году Товарищества передвижных выставок.

В уставе Товарищества говорилось, что его члены должны сами вести свои материальные дела, а также устраивать выставки и вывозить их в разные города («передвигать» по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Главная роль в создании Товарищества и выработке его устава принадлежала (помимо Крамского) Мясоедову, Ге, Перову, Прянишникову, Саврасову. Первая выставка открылась в 1871 году, последняя состоялась в 1923 г.

Жизненная правда, простота и естественность, неразрывная связь с интересами народа, демократическая идейность – таковы принципы передвижников. Диапазон их творчества был чрезвычайно широк. Почетное место занимал социально-бытовой жанр, позволявший чутко откликаться на насущные запросы современной действительности. Однако, критический пафос, сосредоточенность на проявлениях социального зла уступают место более широкому освещению народной жизни. Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта («Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» В.М. Максимова),  не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характера, богатство и величие родной природы   (произведения  А.К. Саврасова, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, И.И. Шишкина), героические страницы национальной истории (творчество В.И. Сурикова).

В.Г. Перов. Сельский крестный ход на пасхе. Истинной душой критического направления в живописи был В.Г. Перов, сумевший показать многие стороны простой будничной жизни: неприглядный облик некоторых священников («Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах»), беспросветную жизнь русских крестьян («Проводы покойника», «Последний кабак у заставы»), быт городской бедноты («Тройка») и интеллигенции, вынужденной искать нелегкий заработок у «денежных мешков» («Приезд гувернантки в купеческий дом»). Они просты по сюжету, но пронзительны в своей скорби. Как и Федотов, Перов начинает с картин-рассказов, где акцент делается на какой-то одной детали (например, перевернутая лицом вниз икона или упавший в грязь молитвенник в «Сельском крестном ходе на Пасхе»).

Поразительно многогранна деятельность И.Е. Репина, который был духовно связан с освободительным движением в России, что и отразил в таких картинах как «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали». Художник изображает  народную жизнь в «Бурлаках», «Крестном ходе в Курской губернии», обращается к проблемам русской истории в картине «Иван Грозный», смелость и свободолюбие народа Репин воспел в «Запорожцах». Он оставил грандиозную, потрясающую по выразительности портретную галерею своих современников. Глубиной, правдивостью психологической характеристики отличаются и многочисленные портреты  Крамского, Перова, Ге,  Ярошенко, Серова.

Художником русской сказки, былины стал выдающийся мастер В. Васнецов. В течение 80-х годов появились широко известные исторические картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», позже им же созданы полотна «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин». Обладая гениальной способностью проникать в дух прошлых времен и дел, Суриков останавливался на бурных, переломных   периодах в истории русского народа.

 

Иван Николаевич Крамской

     Христос в пустыне

     Неизвестная

     Портрет писателя Льва Николаевича Толстого

Василий Иванович Суриков

     Утро стрелецкой казни

     Меншиков в Березове

     Боярыня Морозова

     Покорение Сибири Ермаком

     Переход Суворова через Альпы в 1799 году

     Степан Разин

Василий Григорьевич Перов

     Сельский крестный ход на Пасхе

     Чаепитие в Мытищах, близ Москвы

     Последний кабак у заставы

     Охотники на привале

     Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского

     Портрет писателя Владимира Ивановича Даля

     Спор о вере

Илья Ефимович Репин

      Бурлаки на Волге

     Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году

     Крестный ход в Курской губернии

     Портрет композитора М.П.Мусоргского

     Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

     Не ждали

     Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Николай Александрович Ярошенко

    Всюду жизнь

Виктор Михайлович Васнецов

     Аленушка

     Книжная лавочка

     Спаситель

Алексей Кондратьевич Саврасов

     Грачи прилетели. 1871

     Грачи прилетели. 1879 

     Грачи прилетели. 1880-е

     Грачи прилетели. Пейзаж с церковью. 1894   

Архип Иванович Куинджи

     Березовая роща

Исаак Ильич Левитан

     Март

 

       


Культура России второй половины XIX века Содержание