Культура России второй половины ХIХ века

 Общие условия развития культуры. Бесспорно, важнейшими событиями  второй  половины  века стали  преобразования Александра II. «Новый порядок устанавливался не иначе, как мудрыми сделками с старым» – писал историк  и   общественный деятель Б.Н. Чичерин. Отмена крепостного права и последующие реформы (судебная, финансовая, военная, местного управления, образования и печати) обеспечили постепенные изменения в области экономики, социальной и духовной сферах.  

В 70–80-х годах ХIХ века в России завершается промышленный переворот, начавшийся еще в первой половине века. Вступа­ли в строй новые фабрики и заводы. К концу века по темпам развития тяжелой промышленности Россия заняла первое место в мире.

В 60–90-е гг. развернулось огромное по своему размаху строительство железных дорог. К концу века была сооружена Сибирская магистраль. За первое пореформенное двадцатилетие железнодорожная сеть выросла в 15 раз. В 1863 г. на Коломенском заводе собрали из деталей, купленных за границей первый паровоз. Через десять лет  по чертежам своих инженеров из отечественных материалов был изготовлен новый тип паровоза, награжденный на всемирной выставке в Вене почетным дипломом. Появление железнодорожного транспорта повлекло за собой изменение всего облика России.

Стремительными темпами идет процесс урбанизации. Увеличивается количество городов, растет их население. В прошлом глухие села стали превращались в многонаселенные фабричные поселки. Крупные города благоустраиваются. В 1867 г. многие улицы Москвы получили газовое освещение. Устанавливаются первые дуговые электрические фонари.

Впервые правительство обратило внимание на усиление законности и правопорядка в стране. В ходе реформ возникли земства, городские думы, суды, адвокатура. Новая судебная система способствовала развитию в народе гражданского самосознания. Особенно заметную роль в этом играли мировые суды, в которые могли обращаться лица из малоимущих слоев.

 Демократические преобразования не обошли и  печать. Последовало разрешение обсуждать материалы по крепостному вопросу,  основы будущей судебной реформы, проблемы общественной жизни и связанной с ней правительственной деятельности. Эти послабления и огромный читательский интерес привели к увеличению числа и тиражей периодических изданий, книжной продукции. Только в 1860 г. вышло 2085 книг. Правда, свобода длилась недолго. Во второй половине 60-х гг. снова появились многочисленные запреты, ужесточили цензуру.

Реформы Александра II всколыхнули всю Россию. В общественном сознании наметился глубочайший раскол, усилившийся в связи с контрреформаторской деятельностью Александра III. Оформляются  различные политические течения. Консервативное меньшинство считало, что реформы зашли слишком далеко, настаивали на реставрации и сохранении старых порядков. По мнению абсолютного большинства, Россия сделала только первый шаг на пути к будущему.

Главным полем деятельности либерального движения стали земские учреждения. Земские собрания обратились к царю с адресами, в которых просили его созвать земский собор, «даровать истинное самоуправление, неприкосновенность прав личности, независимость суда и свободу печати». Важную роль в либеральном движении играла профессура высших учебных заведений Москвы, Петербурга и Киева.

Народники и последователи революционного марксизма по-разному представляли будущее России. Одни опору видели в крестьянстве, другие – в рабочем классе. Однако их сближала конечная цель – свержение царского режима. Для достижения цели использовали и пропаганду и террор. Вместе с идеологией марксизма распространяется очень привлекательный для многих лозунг – «все взять и поделить»,  как единственное средство восстановления социальной справедливости.  

Генератором оппозиционных идей становится – интеллигенция. Господствующее положение «просвещенного дворянства» было поколеблено. В общественную, научную, художественную жизнь вошли представители «низших» сословий. Разночинная интеллигенция провозгласила панацеей от всех бед в России установку на революцию. Русский фило­соф и культуролог Г.П. Федотов подчеркивал, что интеллигенция подавлена «идеей мученической смерти: не борьбы, не подвига, не победы, а именно смерти».

Русская интеллигенция продолжает говорить и действовать от имени народа и не важно, что народу это чаще всего было вовсе не нужно (неудача «хождения в народ»). Крестьянство в подавляющем большинстве оставалось неграмотным и вело патриархальную жизнь, основанную на древних общинных и религиозных устоях. Требование земли, по-прежнему, оставалось основной целью массовых выступлений.   Быт рабочих немногим отличался от крестьянского, но к концу века  здесь происходят бурные перемены, связанные с повышением грамотности нового поколения, активным участием рабочих в социальной борьбе, приобщением к культурным традициям города.

Развитие образования. Еще никогда прежде не уделялось столько внимания проблеме образования. «Все будущее жизни находится в руках школы, и следовательно, ей принадлежит  г е г е м о н и я» – писал хирург Н. Пирогов, выделив слово гегемония. Школьная реформа 60-х годов не имела себе равных ни до, ни после нее. Она на многие годы определила направления дальнейшего развития образования в России.

Были созданы отсутствующие звенья образовательной системы, поставлен вопрос о начальных школах, особенно в сельской местности. Решались проблемы преемственности всех ступеней образовательной системы, признания всесословности (равные права для всех сословий, но не разрушение сословного подхода) и расширения доступности образования, частичного разгосударствления школы, уменьшение влияния на школу со стороны правительства.

Создается разветвленная система начальных школ, лучшими были земские учебные заведения. В конце 90-х гг. начальное образование в сельской местности охватило несколько миллионов учащихся. Однако высокий прирост населения затруднял ликвидацию неграмотности. Огромная часть детей соответствующего возраста и после реформ оставалась за бортом школы.

В среднем звене усилилась общеобразовательная направленность. Растет количество гимназий и прогимназий, как мужских,  так и женских. Наряду с гимназиями работают реальные училища, ориентированные на средние слои населения. По сравнению с гимназиями здесь в большем объеме преподавались физика, химия и новые языки. Выпускники реальных училищ допускались к поступлению в высшие специальные учебные заведения. В целом же лишь небольшая часть молодых людей, в основном из обеспеченных классов, получала среднее образование.

Широкую автономию получили университеты, главные центры образования и науки. Открылось несколько новых университетов. Число студентов между серединой 60-х и первой  половиной 90-х годов возросло с 5 до 14 тысяч.

Одновременно с ростом университетов в пореформенный период развивалась деятельность специальных высших учебных заведений. Видное место в системе высшего образования принадлежало Медико-хирургической (потом Военно-медицинской) академии, институтам Технологическому, Горному, Путей сообщения, Электротехническому, Петровской сельско­хозяйственной академии и др.

В 1878 г. в Петербурге начали действовать Высшие женские курсы. По имени первого их директора, профессора русской истории К. Н. Бестужева-Рюмина, их стали называть Бестужевскими. Подобные учебные заведения были открыты в Москве и некоторых других городах.

Улучшается ситуация с рабочим образованием.  Увеличивалось число городских школ. Во многих городах появляются воскресные школы для взрослых, содержавшиеся за счет энтузиастов-просветителей.

При Александре III правительственная политика изменяется кардинальным образом. Для воспитания «верноподданных» возрождаются уваровские принципы «охранительного просвещения» (максимальное огосударствление, восстановление сословной школы, ужесточение внутренней жизни образовательных учреждений). Правительство старалось ограничить допуск в гимназии выходцам из про­стого народа. Делянов в особом циркуляре не рекомендовал принимать в гимназии «детей кучеров, прачек, мелких лавочников и т. п.» (циркуляр о «кухаркиных детях»). В 1884 г. вводится новый, реакционный университетский устав.

Наука второй половины ХIХ в. уверенно выходит на международную арену. Русские ученые становятся лидерами во многих отраслях научных исследований, их открытия имеют огромное общечеловеческое значение.

В математике и механике русскую науку прославили труды П.Л. Чебышева (открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятностей, положил начало петербургской математической школе). Особое место среди русских математиков принадлежит автору трудов по математическому анализу, механике и астрономии С.В. Ковалевской.  Еще в ранней юности Софья Васильевна обнаружила незаурядные математические способности. Но российские университеты были закрыты для женщин, и она уехала в Германию. За границей получила степень доктора наук. Однако в России женщина не могла занять должность профессора, и ей снова пришлось покинуть родину. Она стала профессором Стокгольмского университета, где прочитала ряд блестящих курсов по математике. Труды Ковалевской получили мировое признание.

Развитие физической науки определило успехи в электротехнике. П.Н. Яблочков создал дуговую лампу («свеча Яблочкова») и первым осуществил трансформацию переменного тока. А.Н. Лодыгин изобрел более совершенную лампу накаливания. Русскому физику  А.Г. Столетову принадлежат важные открытия в области фотоэлектрических явлений.  А.С. Попов в конце XIX в. изобретает радио.

Морской офицер А.Ф. Можайский посвятил свою жизнь созданию летательного аппарата. Он изучал полет птиц и воз­душных змеев, делал модели. В 1881 г. начал постройку самолета с двумя паровыми двигателями. Официальных документов об испытании этого самолета нет.

 Бессмертны заслуги русских химиков А.М. Бутлерова (автор теории химического строения) и Д.И. Менделеева (открытие периодического закона химических элементов). Д.И. Менделеев является автором книг «К познанию России», «Заветные мысли», «Заметки о народном просвещении России», где он размышляет о настоящем и будущем нашей страны.  Ее выход на путь экономического и культурного подъема он связывал с рациональным использованием природных богатств, с развитием творческих сил народа, распространением просвещения и науки.

Основание физиологической школы в русской науке связано с именем И.М. Сеченова. Он возглавил кафедру физиологии в петербургской Медико-хирургической академии и организовал физиологическую лабораторию. Выдающееся значение имел его курс лекций «О животном электричестве» (то есть о биоэлектричестве). В дальнейшем он занимался проблемами человеческой психики. Широкую известность получили работы Сеченова «Рефлексы головного мозга» и «Психологические этюды».

В области микробиологии, бактериологии, медицины ведущее место в мире занял И.И. Мечников. В 1887 г. Мечников по приглашению французского ученого Луи Пастера переехал в Париж и возглавил одну из лабораторий Пастеровского института. И. Мечников и А. Ковалевский стали основателями сравнительной эмбриологии, их открытия сыграли выдающуюся роль в изучении эволюции животного мира. Мечников знаменит также своими трудами в области медицины. Другим крупнейшим деятелем мировой медицинской науки был С.П. Боткин.

В области исторических наук особого внимания заслуживают произведения С.М. Соловьева и В.О. Ключевского. В 1851 г. вышел первый том «Истории России с древнейших времен»  Соловьева. С тех пор в течение многих лет ежегодно из-под его пера выходил новый том «Истории». Последний, 29-том увидел свет в 1880 г. События были доведены до 1775 г.

Учеником С.М. Соловьева был В.О. Ключевский. В соответствии с духом нового времени Ключевский расширил тематику исследований. Он проявил большой интерес к социально-экономическим вопросам, старался детально проследить процесс складывания крепостных отношений на Руси, выявить их суть с экономической и юридической точек зрения. Ключевский обладал незаурядным даром живого и образного изложения. Его «Курс русской истории», составленный на основании университетских лекций, до сих пор имеет широкую читательскую аудиторию.

Большой авторитет завоевали русские исследователи за­падноевропейской истории – М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев, П.Г. Виноградов. Выдающуюся роль русская наука сыграла в исследовании культур народов Востока. В 1894 г. вышла из печати книга С.Ф. Ольденбурга «Буддийские легенды». Она положила начало серии его исследований в области религии и культуры древней и средневековой Индии.

Особое значение имели достижения русских ученых в области географических исследований. Русские путешественники побывали в таких местах, куда прежде не ступала нога европейца. Во второй половине XIX в. их усилия были сосредоточены на исследовании и описании глубинных районов азиатского материка.

Ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тянь-Шань совершил  П.П. Семенов-Тян-Шанский  (географ, статистик, ботаник и энтомолог). Н.М. Пржевальский  первую свою экспедицию совершил по Уссурийскому краю, затем его пути пролегли через самые труднодоступные районы Центральной Азии.

Более целенаправленный характер приобрели заокеанские путешествия русских ученых  второй половины XIX в. Если прежде они в основном ограничивались описанием и нанесением на карту береговой линии, то теперь изучались быт, культура, обычаи местных народов. Н.Н. Миклухо-Маклай организовал экспедиции на Канарские острова, в Марокко, по побережью Красного моря. В начале 70-х гг. он посетил ряд островов Тихого океана, изучал быт местных народов. 16 месяцев прожил среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (это место с тех пор называется «берегом Маклая»).

Основные направления и стили в литературе и искусстве. Во второй половине XIX века господствующим стилем остается критический реализм, представители которого изучают жизнь во всех ее проявлениях, сняв, какие бы то ни было ограничения, отбросив разделение на «поэтическую» и «непоэтическую» действительность. Они показывают типичные явления, стремясь найти корни социальных бедствий и средства их преодоления.

На протяжении второй половины века русская литература и искусство медленно, но неудержимо двигались к модернизму. Самым общим образом этот процесс представляется как постепенное уменьшение рациональных элементов и нараста­ние иррациональных.

Менее интересно в это время развивается скульптура и архитектура. Классицизм себя изживает, художники и архитекторы стали использовать стили прошлых лет (ретроспективизм), часто смешивали элементы разных стилей (эклектизм).

Литература критического реализма стремилась как можно шире отразить действительность, жизнь различных слоев нации. Она вскрывала и обличала существующие пороки и в то же время утверждала положительные общественные идеалы.

Целую серию социально-психологических романов–повестей создали  И.С Тургенев («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Новь») и И.А. Гончаров («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»).

С потрясающей реалистической силой изобразил жизнь русского народа, крестьянства и верхних слоев общества Л.Н. Толстой. Он с ненавистью относился к крепостнической и капиталистической эксплуатации, к государству, к господствующим классам, к официальной церкви, к милитаризму. В то же время писатель отстранялся от революции, искал спасения для людей в отказе от любого, в том числе и революционного насилия.  «Никогда еще не было написано ничего более прекрасного, более необходимого людям, чем „Война и мир” и „Анна Каренина”», – писал французский писатель А. Моруа.

Сложен был путь Ф.М. Достоевского. Его осудили по делу «петрашевцев». С каторги писатель вернулся над­ломленным и больным. До конца дней своих Достоевский оставался  сторонником религиозно-монархических идей. В 60–70-х годах были опубликованы «Записки из мертвого дома», романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Достоевский был гениальным писателем-психологом, воспринимал с большой остротой общественные противоречия, исследовал сложные и мучительные  переживания личности. Велико было сочувствие писателя ко всем подавленным, обездоленным, угнетенным,  страстна его мечта о морально чистой и красивой жизни.

«Прокурором русской общественной жизни и защитником России от врагов внутренних», «великим мастером смеха»  называли современники М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Губернские очерки», «История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки»,  произведения неповторимо оригинальные по форме, стали приговором существующему  строю.

Ни один из русских писателей не подвергался таким цензурным гонениям, как Салтыков-Щедрин. Главным своим недугом автор нашумевших произведений называл «цензурные сердцебиения». Но в борьбе с цензурой он все же оставался победителем. «Я – Эзоп и воспитанник цензурного ведомства», – говорил о себе Щедрин. Чтобы обойти цензурные препятствия, сатирик создает особый язык, особую манеру писать. Язык этот он называет «эзоповым», а манеру «рабьей», так как рождается она в обществе, где нет свободы слова.

Об руку с Салтыковым-Щедриным шел поэт русской демократии Н.А. Некрасов, «певец народного горя и страданий» и одновременно,  народного величия, мужества и силы. И как автор глубоко народных стихов и поэм (крупнейшая из них – «Кому на Руси жить хорошо»), и как руководитель лучших журналов своего времени («Современник», «Отечественные записки»)  Некрасов был признанным главой целой поэтической школы в русской литературе, справедливо называемой его именем.

Театр. В середине и второй половине XIX в. «пальма первенства» принадлежала Московскому Малому  театру и Александрийскому театру в Петербурге. Здесь ставили новейшие пьесы,  играли лучшие актеры,  при чем, начали складываться целые театральные династии (Садовские, Самойловы). С 70-х годов до первых лет Советской власти на сцене Малого театра блистала М.Н. Ермолова, одна из самых выдающихся трагических актрис мира. В Петербурге рукоплескали М. Савиной, П. Стрепетовой, К. Варламову.

Начиная с 50-х годов история русской драмы неразрывно связана с именем А.Н. Островского. На протяжении нескольких десятилетий Островским было создано около полусотни пьес («Свои люди – сочтемся», «Доходное место», «Гроза», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница»). Драматург был глубоким знатоком русской жизни, великим мастером русской речи; он был художником-гуманистом и демократом. Островский оказал огромное влияние на укрепление и углубление реалистического стиля актерского искусства в русском театре.

Музыка. Вторая половина XIX в. – плодотворнейшая эпоха в истории русской музыки. В 60–70-х гг. развернулась деятельность «Могучей кучки» – содружества композиторов, которое на Западе обычно называли группой «пяти». В содружество входили Милий Балакирев, Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи. С «Могучей кучкой» нераздельно связано и имя замечательного критика Владимира Стасова.

«Кучкистам» были близки идеи о большой общественной миссии искусства, о его связи с социальными и политическими запросами народа, всего человечества. Неиссякаемый источник вдохновения они находили в народных музыкальных традициях. Народ становится героем их произведений. Развивая наследие Глинки и Даргомыжского, «кучкисты» настойчиво изучали и творчество западных композиторов. Им были наиболее близки Бетховен, Шуман, Берлиоз,  Лист, Шопен.

Велик вклад «Могучей кучки» в развитие симфонической и камерной музыки. Однако предпочтение отдавалось оперному искусству.  Одной из излюбленных тем творчества композиторов стала отечественная история. В период 60–70-х годов появляются две народные музыкальные драмы Мусоргского – «Борис Годунов» и «Хованщина»,  грандиозная эпическая опера Бородина «Князь Игорь». Римский-Корсаков создал «Псковитянку» – оперу о вольнолюбивых традициях народа, о судьбах русского государства.

Римский-Корсаков, надолго переживший содружество и после прекращения его существования продолжал работать в области оперного жанра. Он пишет оперы-сказки, былины, предания («Снегурочка», «Майская ночь», «Садко»), оперы-сатиры, метко бившие по царскому самовластию («Золотой петушок»).

Вторая половина XIX в. подарила человечеству великий гений Петра Ильича Чайковского. Расцвет его творчества приходится на 70 – начало 90-х годов, когда появляются оперы  «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Колоссален вклад Чайковского в симфоническую и камерную литературу. Шесть его «нумерных» симфоний, «Манфред», симфонические поэмы «Ромео и Джульетта», «Буря», инструментальные концерты занимают исключительно почетное место в мировом симфоническом наследии.

В 80-х и 90-х гг. появляется новое поколение композиторов. Это были Сергей Танеев, Александр Гла­зунов, Анатолий Лядов, Антоний Аренский, Василий Калинников, Михаил Ипполитов-Иванов, Александр Гречанинов.

Вторая половина века была  ознаменована большим подъемом не только композиторского творчества, но и исполни­тельского искусства в России. Мариинскую оперную сцену в Петербурге украшали такие певцы, как Петров, Лавровская, Леонова, Мельников, Федор Стравинский, чета Фигнеров. Крупным центром оперного искусства стал Московский Большой театр.

Меценатство. Расцвет художественного творчества приводит к активизации в России такого движения как меценатство, зародившегося еще в ХVIII в. Одним из первых русских коллекционеров был А.С. Строганов. Александру Сергеевичу дове­лось создать одну из самых представительных в то время коллекций живописи, стать обладателем прекрасного собрания графики, обширного нумизматического кабинета (свыше 60 тысяч монет и медалей), минералогической коллекции, в которой преобладали драгоценные камни, а также большой и разнообразной по содержанию библиотеки. Картинную галерею Строгановых  с полным основанием можно назвать одним из старейших частных художественных музеев России, где были полотна Тинторетто, Рембрандта, Рубенса. Строгановский дом был открыт любителям науки, слова, живописи, артистам.

Произведения русской школы одним из пер­вых стал собирать Ф.И. Прянишников. Начало его деятельности связано с же­ланием поддержать молодых художников путем приобретения их произведений. Собранная в итоге галерея насчитывала свыше ста семидесяти произведений восьмидесяти четырех русских художников. В их числе были работы Д.Г. Левицкого, А.П. Лосенко, Ф.Я. Алексеева, В.Л. Боровиковского, В.К. Шебуева, А.Г. Венецианова, В.А. Тропинина, П.А. Федотова. Картины были переданы в  фонды московских музеев. Основную часть коллекции направили в Московский публичный музей.

Дело Пряшникова продолжил П.М. Третьяков. Начало формирования его коллекции относится к 1850-м годам. В собрании Третьякова заняли свое место полотна В.И. Якоби,    А.К. Саврасова, М.П. Клодта, В.Г. Перова и многих других художников. П.М. Третьяков в августе 1892 года подал в Московскую городскую думу предложение о передаче всех своих художественных ценностей в дар Москве. В собрании Третьяковых насчитывалось 1287 произведений живописи и 518 графики, а также 75 картин европейских мастеров (собрание умершего С.М. Третьякова). 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея. Новый очаг культурной жизни получил наименование «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей  Третьяковых».

Таким образом, выдающиеся достижения передовых ученых России, творения ее великих писателей, композиторов, живописцев, покорявшие своим художественным совершенством, высоким идейным и этическим уровнем, демократическим и гуманистическим духом  привлекали умы и сердца не только в самой России, но и далеко за ее пределами. Между тем, к концу века накопилось множество не решенных социальных проблем, которые  обостряли внутреннюю ситуацию в России и грозили новыми общественно-политическими потрясениями.

 Пластические искусства

Иван Николаевич Крамской

     Христос в пустыне

     Неизвестная

     Портрет писателя Льва Николаевича Толстого

Василий Иванович Суриков

     Утро стрелецкой казни

     Меншиков в Березове

     Боярыня Морозова

     Покорение Сибири Ермаком

     Переход Суворова через Альпы в 1799 году

     Степан Разин

Василий Григорьевич Перов

     Сельский крестный ход на Пасхе

     Чаепитие в Мытищах, близ Москвы

     Последний кабак у заставы

     Охотники на привале

     Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского

     Портрет писателя Владимира Ивановича Даля

     Спор о вере

Илья Ефимович Репин

      Бурлаки на Волге

     Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году

     Крестный ход в Курской губернии

     Портрет композитора М.П.Мусоргского

     Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

     Не ждали

     Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Николай Александрович Ярошенко

    Всюду жизнь

Виктор Михайлович Васнецов

     Аленушка

     Книжная лавочка

     Спаситель

Алексей Кондратьевич Саврасов

     Грачи прилетели. 1871

     Грачи прилетели. 1879 

     Грачи прилетели. 1880-е

     Грачи прилетели. Пейзаж с церковью. 1894   

Архип Иванович Куинджи

     Березовая роща

Исаак Ильич Левитан

     Март


          

Содержание