Владимирские храмы были предназначены для многолюдных церемоний. В центре Владимира, на высокой береговой круче, Андрей Боголюбский приказал заложить Успенский собор, чтобы он был виден отовсюду, царил над городом и округой. На его постройку и украшение князь Андрей выделил десятую долю своих доходов. Собор сложили из больших плит местного белого известняка.
Брат Андрея – Всеволод Большое Гнездо (время наивысшего могущества княжества) расширил Успенский собор. Храм был одноглавый, шестистолпный, вокруг него возвели новые стены, фасады расчленили на пять прясел, добавили четыре главы. Получилось пирамидально нарастающее пятиглавие. По всему фасаду горизонтально проходил аркатурный пояс. Прясла украшены скульптурными деталями. Храм был задуман как символ мощи и богатства Владимировского князя. Для украшении его интерьера использовалось золото, серебро, драгоценные камни. Пол вымощен майоликовыми плитами. Через два с половиной века великий Рублев украсил собор фресками.
«Это масштабное сооружение, возведенное по указанию князя Андрея Боголюбского, в XII в. было главным православным храмом всей владимирской земли. Успенский собор, построенный по аналогии с одноименным храмом Печерского монастыря в Киеве, выше знаменитого киевского Софийского собора. Летописи указывают, что для работы над храмом были приглашены «мастера всех земель», а князь выделил на постройку одну десятую часть всех своих доходов. Первоначально храм был одноглавым; его фасады прорезали 12 арочных вытянутых окон. После пожара 1185 г. он был восстановлен и значительно расширен. По указанию брата Андрея Боголюбского Всеволода собор сделали пятиглавым. Через два столетия в 1408 г. храм был расписан изнутри фресками работы Андрея Рублева и Даниила Черного — лучших русских живописцев того времени. Успенский собор во Владимире послужил прототипом для одноименного собора в Москве. В конце XIX в. в процессе реставрации стены храма были заново облицованы камнем. Колокольня собора была построена в самом начале XX в. Древний и величественный Успенский собор является символом торжества христианства на владимирской земле» .
Искусство периода феодальной раздробленности | Культура периода феодальной раздробленности | Содержание |