Искусство периода феодальной раздробленности

Архитектура. Обустраивая вотчину,  князья в первую  очередь  заботились  о строительстве храмов.  Самым богатым городом по количеству церквей был Киев,  за ним шел Новгород,  в котором  с  1054  по  1229  год появилось 69 новых церквей, из них только 15 – деревянных.

Со второй  половины  XI  века  величественные  монументальные соборные храмы уступают место «домовым» церквям. Это небольшие, как правило, одноглавые, четырехстолпные храмы, требовавшие небольших  затрат.  Они  были  рассчитаны  на  ограниченное  число прихожан,  например,  на членов княжеской семьи и дворовой челяди.

Крупнейшим очагом культуры и новым центром объединения  стала Владимиро-Суздальская  земля.  Город  Владимир  назван в честь его основателя – Владимира Мономаха.  Возвышение княжества  связано  с именем Андрея Боголюбского,  который перенес сюда свою резиденцию. Разгромив Киев,  он получил титул Великого князя и первым  нарушил старинные обычаи – не захотел покидать Суздальских земель, занялся их обустройством.

Владимировцы были  прекрасными  строителями,  в  совершенстве владели   техникой  обработки  камня,  умело  использовали  приемы плоскостной  резьбы.  Андрей  Боголюбский,  по  словам  летописца, привлек «купцов хитрых,  ремесленников и рукодельников всяких».  В архитектуре  Владимира  сильно  влияние  романского  стиля.  Можно предположить, что заезжие мастера были из Галицкой Руси. Город  приобретает   торжественный,   парадный   вид.  Гостей встречали  здесь  арки  «Золотых»,  «Серебряных»,  «Медных» ворот, широкие проезды,  мощеные камнем площади,  белокаменные  княжеские постройки,   богато   украшенные  скульптурой,  золоченной  медью, фресками.

Совершенно иная архитектура  Новгорода. Город располагался на окраине русских земель, торговые связи  носили международный характер.  Отсюда, художественная культура испытывала самые разнообразные влияния. К тому же, в ней как в зеркале отразились новгородские демократические традиции. Здесь основным заказчиком был не князь, а бояре и купцы, жители города (например, жители одной  улицы). Вкусы  и  миропонимание  этих  людей  легли  в основу Новгородской художественной школы. 

В отличие от Владимира, новгородские церкви внешне суровы и сдержанно величавы, как сама северная природа. Они лишены  Киевской  изысканности.  Новгородский  деловой  люд  ценил демократическую простоту, строгость, внушительную силу.

Возникает новый  тип   храма   –   небольшой   по   величине, призматической формы, близкой к кубу, с одним куполом.  Строили его из  местного  известняка,  который  плохо  поддавался   обработке, поэтому фасады очень просты, без декора.

 

Изобразительное искусство. В рассматриваемый    период    продолжает    развиваться    и древнерусская живопись,  где по-прежнему преобладает  плоскостное, линейное, графическое    начало.   Живопись   и   архитектура   не соперничают друг  с  другом.  Фрески   гармонично   сочетаются   с плоскостью стен,  не  нарушают  всей конструкции сводов и столбов, легко смотрятся с большого расстояния.  И во фресковой живописи, и в иконографии  русские  изографы  делали акцент на красоте цвета и простоте линий, избегали мелких деталей.

В отличие от различных архитектурных стилей, в живописи можно говорить  лишь  о  выделении двух линий.  Г.К.  Вагнер называет их «греко-фильствующей» и собственно русской.  Первая была характерна для  княжеских  заказов.  Византийским  духом  пронизана  живопись Владимиро-Суздальской земли,  в  частности  росписи  Дмитреевского собора,  которые  плохо  сохранились.  Уцелели  фрески  «Страшного суда».  Фигуры апостолов напоминают эллинистические образы. Однако чисто русский облик ангелов,  орнаменты в стиле народного узорочья выдают руку русского мастера.

Византийское  влияние  прослеживается  и  в  новгородских  иконах, например, «Ангел Златые Власы», написанный в конце ХII века. И  все же именно в Новгороде с особой силой проявляется народное  начало. Это  вторая  линия  в живописи,  где  строгий  византийский канон наполняется земными чертами.

Особенно ярко это направление выражено в нередицких  фресках. Как уже говорилось, фрески в церкви Спаса-Нередицы покрывали стену снизу доверху. Здесь нет светских сюжетов, как это было в Киевской Софии.  Росписи  преследовали  одну  цель  –  наставлять  в  вере. Традиционно  расположены  евангельские   сюжеты,   причем   мастер сопровождает  их  надписями:  «Скрежет  зубов»,  «Тьма кромешная».  Видимо,  только  в  свободном  Новгороде  могла  появиться   сцена наказания богача.

Нередицкие фрески   не   отличались   особой   утонченностью. Исчезает   Владимирская   аристократичность.   Лица   на   фресках напоминают  новгородцев.   Художникам   удалось   точно   передать психологические  черты – твердость духа,  умение постоять за себя, свободолюбие,  суровость.  

"XII — середина XIII века«Еще при жизни Ярослава Мудрого и особенно после его смерти начинается дробление Руси на мелкие удельные княжества со своим собственным столом. Усиление княжеских распрей в XII в. привело к активному обособлению отдельных земель. В XII — начале XIII в. в разных русских землях возникают свои художественные школы: новгородская, владимиро-суздальская, галицко-волынская, школы Полоцка и Смоленска. Они складываются на основе традиций Киевской Руси, но каждая вносит нечто свое, характерное только для этой земли, связанное с бытовыми особенностями и художественными достижениями, с социально-политическими и географическими условиями.

Каждая земля, каждое княжество имеет главный город, старательно обороняемый, как и все средневековые города. Верхняя часть города, наиболее укрепленная, — детинец, впоследствии чаще называемая кремлем, нижняя — посад с торговой площадью, также нередко обнесенная валом и деревянными стенами. Подобным образом укреплялись и маленькие города» .

   Церковь Покрова на Нерли
          Дмитриевский собор во Владимире
          Церковь Спаса Преображения на Нередице в Новгороде
          Успенский собор во Владимире
          Владимирская Богоматерь

  Богоматерь Великая Панагия («Ярославская Оранта»)
          Дмитрий Солунский

  Ангел Златые Власы



Культура периода феодальной раздробленности Содержание