Введение
Данное учебно-методическое пособие
по геологии подготовлено для студентов, обучающихся по специальности
012500-география, с учетом требований соответствующего Государственного
образовательного стандарта Высшего профессионального образования[1] и программы
учебной дисциплины «Геология», составленной …….в 2002г и
утвержденной Советом по географии УМО по классическому университетскому
образованию[2]. Пособие в той или иной его части может быть использовано при
подготовке студентов, обучающихся по специальности 032500-география с
дополнительной специальностью и по специальности ….. – природопользование.
Основу пособия составляет описание
лабораторных и практических работ, выполняемых студентами в часы
аудиторных занятий и самостоятельно, в отведенное на это время. При составлении
описаний соответствующих работ использовались разработки предшественников
[3,4,5,6,7] и собственный многолетний опыт проведения лабораторных и
практических занятий по геологии со студентами - географами.
Все работы построены по единому плану
и включают задание, теоретический материал, необходимый для его выполнения,
контрольные вопросы, список литературных и картографических источников. Задания
конкретны. Для их выполнения требуется обстоятельная проработка
соответствующего теоретического материала.
Теоретический материал и методические
рекомендации к каждой из работ имеют разную детальность и объем, что
определяется степенью их сложности и трудоемкости.
Контрольные вопросы составлены таким
образом, чтобы можно было оценить степень усвоения студентами соответствующего
материала.
Учебно-методическое пособие состоит
из трех частей, в которых изучаются:
1.Вещественный состав земной
коры. Минералы и горные породы.
2.Методы восстановления
геологического прошлого Земли.
3.Геологические карты и
разрезы.
Первые три темы первой части пособия
посвящены знакомству с основами кристаллографии, диагностическими свойствами
минералов, с классификацией минералов по химическому составу, а также изучению
и описанию минералов. Приводится описание минералов основных
классов, которое используется студентами при изучении минералов из учебной
коллекции.
Последующие три темы первой
части пособия посвящены изучению магматических, осадочных и метаморфических
пород. В теоретическом разделе каждой работы приводится описание наиболее
распространенных пород соответствующих групп, в т.ч. имеющихся в учебной
коллекции.
Во второй части изучаются две темы -
первая посвящена геохронологической и стратиграфической шкалам, вторая, более
объемная, – основам палеонтологии беспозвоночных. При изучении первой
темы студенты знакомятся с методами воссоздания истории Земли и отдельных ее
участков, изучают стратиграфическую и геохронологическую шкалы. В теоретическом
разделе второй темы охарактеризованы условия образования и сохранения
ископаемых беспозвоночных животных, далее, на основе учебной коллекции, последовательно осуществляется
знакомство студентов с представителями ископаемых следующих типов: простейших,
губок, археоциат, кишечнополостных, членистоногих, брахиопод, моллюсков,
иглокожих, мшанок, полухордовых. Приводится систематический обзор
основных типов ископаемых беспозвоночных животных. Текст сопровождается
рисунками, иллюстрирующими внешний вид и особенности строения ископаемых
беспозвоночных животных.
В третьей части изучаются две темы.
Первая тема посвящена знакомству с геологическими картами, в т.ч. с
геологической картой России, вторая тема - знакомству с геологическими
разрезами и стратиграфическими колонками к геологическим картам.
Приводятся фрагменты геологических карт участков с горизонтальным,
наклонным и складчатым залеганием слоёв осадочных пород, по которым
предлагается построить схематические геологические разрезы и стратиграфические
колонки к ним, а также восстановить в общих чертах историю геологического
развития территории.
Используемые
материалы:
1.Государственный образовательный
стандарт высшего профессионального образования по специальности 012500 –
География. - М.,2000.
2. Учебно-методическое обеспечение
направления 510800 – География и специальности 012500-География: Для гос.
ун-тов. - М.: Изд-во геогр. фак. Моск. ун-та,2002.
3.Павлинов В.Н., Кизельватер Д.С. и
др. Пособие к лабораторным работам по курсу общей геологии. Учебное пособие.
Изд. Второе перераб. и доп. М., «Недра», 1974.-184с.
4.Фисуненко О.П., Пичугин Б.В.
Практикум по геологии. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов.
М..»Просвещение»,1977.-128с.
5.Гурский Б.Н. Практикум по общей
геологии. Минск.«Вышейшая школа»,1978.-208 с.
6.Музафаров В.Г. Определитель
минералов, горных пород и окаменелостей. - М.: Недра,1979.-327с.
7.Ходалевич А.Н. Историческая
геология с элементами палеонтологии. Учебник для студентов негеологических
специальностей высших учебных заведений. М., «Высшая школола»,1972.-296с.