Культура России  ХVII века  

Особенности культурного развития. ХVII век в России начинается голодными (1601–1603) годами, заканчивается борьбой Петра с противниками его преобразований,  одним словом, «бунташный» век, смутное время. России пришлось пережить трудные времена. Польскими интервентами  была захвачена столица государства,  разрушено и сожжено полгорода,  разорены земли,  составлявшие ядро страны.  Громадных материальных затрат и множества людских потерь стоили  войны   с Турцией, Швецией, Польшей, Крымским ханством.

Рюриковичей на русском троне сменила новая династия – Романовых. В 16 лет занял престол ее первый представитель – Михаил Федорович. В юном же возрасте пришел к власти второй Романов – Алексей Михайлович. После бурных событий начала XVII в. государственная власть в России была восстановлена в форме феодальной сословно-представительной  монархии,  опиравшейся на Боярскую думу и 3емские соборы.

Закрепляется сословное неравенство. ХVII в. был пропитан духом  крепостничества, усиленным Соборным уложением 1649 г. Огромная часть населения страны оказалась в унизительном положении, лишенной права на все человеческие права. Закономерно, что внутреннюю обстановку дестабилизировали «смуты», как их назвали современники, самыми значительными среди них были  крестьянские войны под руководством Ивана  Болотникова и Степана Разина.

Преодолевая  все  трудности, наше отечество превращается в мощное централизованное государство с огромной территорией.  Происходит слияние почти всех древнерусских  земель. В 1654 гПереяславская рада принимает историческое решение о воссоединении Украины с Россией. К концу века русские границы достигают побережья Тихого океана, Крымского ханства, Северного Кавказа и Казахстана.

Складывается всероссийский рынок. Разрушается вековая изолированность областей,  что не могло не ускорить развития всех отраслей экономики. Появляются первые признаки зарождения капиталистических отношений, создается мануфактурное производство. Экономическая и политическая консолидация приводят к постепенному формированию единой русской нации.

ХVII в. отмечен  противоположными  устремлениями и чаяниями, непрерывной борьбой старого и нового, когда архаичные формы наполняются новым содержанием, что ярче всего проявилось в церковном расколе ХVII в. Главными  действующими лицами раскола были   царь   Алексей Михайлович,  патриарх  Никон и протопоп  Аввакум.  

Царь  Алексей Михайлович (одновременно писатель, мыслитель, ценитель художественного творчества),  не смотря на свое прозвище «тишайший», сделал многое для  укрепления могущества  России. Прочно стоял на позициях реформаторства, но без насилия и потрясений.

Патриарх Никон (в миру Никита Минов) родом из семьи простого мордовского крестьяни­на Нижегородского уезда, быстро прошел ступени церковной иерархии, сблизился с царем. С 1652 г. – глава русской церкви, решивший поставить «священство выше царства», провести церковную  реформу, сделать Россию мировой державой, а себя ее правителем, русским «папой». В связи с этим, реформа была направлена на унификацию церкви, сближение ее с  греческими традициями. Никон приказал во время  богослужения заменить земные поклоны поясными, креститься  тремя пальцами вместо двух, иконы и книги привести в соответствие с греческими образцами. Честолюбивые  замыслы  Никона  потерпели  фиаско. А реформы нашли как своих сторонников, так и противников.

Непосредственный оппонент Никона – протопоп Аввакум, земляк  Никона,  духовный вождь и наставник старой веры,  заживо сожженный со своими последователями в Пустозерском остроге в 1682 г. Несмотря на отлучение старообрядцев от церкви, в России сформировалось многочисленное движение борцов за старую веру (читай – за старые традиции, против новшеств). Они создали свою церковную организацию.

Раскол рассматривают как движение протеста   против  засилья средневековых обычаев. Происходит ослабление церкви и намечается процесс обмирщения русской культуры.

В это же время, в Россию начинает проникать западноевропейская  культура.  Благодаря установлению тесных международных связей, расширению торговли, в нашу страну попадают предметы западноевропейского искусства,  книги, приезжают архитекторы и художники.

Именно в ХVII в., впервые, за долго  до строительства Петербурга, применяется регулярное планирова­ние  городов на западноевропейский манер.  Улицы  и параллельно идущие проезды  образовывали правильную сетку. Был издан специальный указ,  строго  предписывающий вдоль больших улиц «деревянного строения никому не делать и кто сделает – у тех строение велеть сломать».

Российская  знать  крупных городов без всякого принуждения  и, видимо,  с удовольствием вводила элементы европейской культуры  в свой  быт.  В. Ключевский  приводит описание дворца государственного деятеля князя В.В. Голицина, который иноземцы называли одним  из великолепнейших  в Европе: «...все было устроено на европейский лад: в больших залах простенки между окнами были заставлены большими зеркалами, по стенам висели картины, портреты русских и иностранных государей и немецкие географические карты в золоченых рамках; на потолках была нарисована планетная система; множество часов и термометр художественной работы довершали убранство комнат». Самой большой ценностью этого дома была обширная библиотека из рукописей и печатных книг на русском,  польском и немецком языках. Хотя подобные факты были  скорее исключением,  чем  правилом, они ярко свидетельствуют о новых тенденциях в культуре России.

И, наконец, все новшества ХVII в.  обусловили появление новых идеалов в общественном сознании, положили начало изменения мировоззрения россиян. В обществе стали задумываться о ценности   человеческой  личности  самой  по   себе, независимо от  сословной принадлежности, появляется интерес к земным делам, человеческим чувствам, эмоциям, переживаниям.

Развитие  образования.  Безошибочный показатель уровня культуры  общества – состояние образования. Рос­сия ХVII в. выдвинула в этой области новые требования. Рост промышленности, городов, реорганизация государственного аппарата, наконец, пример  Запада,  а также Украины и Белоруссии,  тесно связанных с Речью Посполитой, заставили обратить больше внимания на подрастающее поколение. По старой традиции,  многие дети обучались грамоте в  семье. Одним  из  самых распространенных методов обучения и воспитания остаются телесные наказания.

Школьное образование было начальным. Изучали чтение, письмо, пение, счет, закон божий. Поведение в школе, за столом, при встрече с людьми, одежду и даже выражение лица регламентировал первый свод правил «Гражданство обычаев детских».

И, всё же, именно с ХVII в. мы можем говорить о зарождении системы образования в России. Появляются государственные и частные школы, училища «гимнасионы»,   где ставилась задача овладения  латинским и греческим языками,  преподавалась грамматика, риторика и  философия.  С  1615  г.  одна за другой  основываются  русские духовные школы.  

Боярин Ф.М. Ртищев,  царский окольничий, открыл частное училище для молодых дворян при Андреевском Монастыре. Для преподавания сюда пригласили 30 украинских ученых монахов. Для обучения подьячих Приказа тайных дел действовала государственная школа.  Учебные заведения появляются в Чудовом, Спасском монастырях.

Учебными пособиями, по преимуществу, оставались книги религиозного содержания. Но постепенно начали появляться  и  светские   пособия. Были изданы буквари Бурцева,  Полоцкого,  Истомина,  куда включали статьи по вероучению и педагогике, словари. Азбуковники представляли собой словари иностранных слов, достаточно широкие по содержанию. Помимо перевода слов, авторы давали  интерпретацию философских понятий, включали краткие сведения по отечественной  истории, об античных философах и мыслителях, географические материалы.

  В 1687 г.в Москве было открыто первое высшее учебное заведение – Славяно- греко-латинская академия. Проект академии составил Симеон  Полоцкий,  а  возглавили её греческие  монахи, братья  Лихуды. Академия состояла из трех классов:  низший,  средний  и высший. Преподавание велось на греческом и, отчасти, на латинском языках. Слушатели изучали греческую грамматику, поэтику, риторику, диалектику. Три года отводилось на изучение философии,  которая делилась  на  естественную (физику),   нравственную (этику)   и умозрительную (метафизику). Братья Лихуды составили учебники  по грамматике,  поэтике, риторике, логике, психологии и физике.

Академия предназначалась для подготовки высшего духовенства  и чиновников государственной службы. В ее стенах обучались представители разных сословий – от сыновней конюха и кабального человека до родственников патриарха и князей древнейших российских  родов, причем самых разных национальностей: русские, украинцы, молдаване, белорусы, крещеные татары, грузины, греки. Братья  Лихуды вскоре были изгнаны из учебного заведения  по ложному  доносу  и несколько лет,  до специального указа Петра I академия прибывала в упадке. В  1814 г. это учебное   заведение преобразовали в Московскую духовную академию и перевели в Троице-Сергиеву лавру.

Тенденции  изменения  подходов  к образованию дали  ощутимые плоды уже в ХVII в.  Во всех слоях населения отмечается рост уровня грамотности:  купечество – 96%, помещики – 65%, посадские люди – около 40%, крестьяне – 15%.

Научные знания большей частью  носили практический характер, что, безусловно, было связаны с потребностями экономики.  В этот период быстро развивается металлургия. Строятся заводы  в  Тульско-Серпуховском  районе,  Тихвине,  Галиче,  Нижнем Новгороде.  Появляется  несколько государственных  медеплавильных заводов в Соликамске,  Томске, на Урале. В 30-х годах под Москвой был основан стекольный завод.

Делается попытка создания практических руководств, осуществ­ляется перевод иностранной литературы. Пособия содержали теоретические  сведения по  физике,  химии,  механике.  Примером  может служить «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воин­ской науки»  Анисима Михайлова.

Развивается прикладная математика. Был составлен рукописный учебник  «Цифирной счетной мудрости», который можно было исполь­зовать  как самоучитель.  Издаются книги, приближенные к торговой практике, таблицы умножения для купцов.

В ХVII в. начинает складываться государственная система медицинского обслуживания  населения и медицинского образования. В  1654  г.  произвела первый набор «Школа русских  лекарей» (срок обучения  57 лет). Ее выпускники направлялись для продол­жения образования в Англию, Францию, Италию. Русские медики Степан Кириллов, Петр Постников стали авторами научных теоретических трудов, внесли большой вклад в развитие практической медицины. Широкое  распространение получили рукописные «Лечебники» и «Травинки», где обобщался опыт народного целительства.

В Москве открываются первые аптеки  и больницы. Царь Федор Алексеевич предписал Аптекарскому приказу организовать две постоянные «шпитальни» (больницы), где лечить на полном пенсионе «бедных, ученых, и старых людей... служилых чинов, которые тяжелыми ранами на  государственной  службе  изувечены».

Значительны  успехи  русских географов.  Открытия на севере и  северо-востоке Азии  заняли достойное  место в мировой географичес­кой науке. Землепроходцы начали исследования Сибири, Монголии и Китая. Ребров, Перфильев, Поярков собрали ценные географические материалы.  Попов и Дежнев проплыли из Ледовитого океана в Тихий, установив, что Азия отделена морем от Америки.

Большой  практический  интерес  представляла  «Книга  большому чертежу».  В ней был дан перечень городов, сведения о расстояниях между  ними, краткие географические заметки.  К  первым  ученым-географам,   по   праву  относят  Семена   Ремезова,   живописца, картографа, архитектора, историка Сибири, своеобразного этнографа и   археолога.  Он   составляет   грандиозный   атлас   Сибири, этнографическую  карту с соответствующим описанием и «Историю Си­бирскую».

Основные тенденции в литературе и искусстве. Процессы обмирщения и освоения традиций западноевропейской культуры  были особенно заметны в художественном творчестве, где появляются черты, ярко свидетельствующие  об  отходе от церковного мировоззрения, уменьшается дистанция между богом и человеком, очевидно стремление к реалистическому изображению художественного образа.

Со  второй  половины ХVII в. в Россию   проникает западноевропейский  стиль – барокко. Итальянское слово барокко означает «странный», «причудливый». Этот стиль тесно связан  с дворянско-церковной культурой, тяготел к парадной торжественности и пышности. На Руси издавна, еще со времен древних  русских  «древоделей», сложилась  тенденция к  украшательству,  что ярко  проявилось  в русском  как деревянном,  так и каменном зодчестве. Барокко как нельзя лучше «вписалось» в  русское узорочье  и, как и в Европе, этот стиль сыграл роль своеобразного освободителя культуры от средневековых канонов.

Литература. О русской литературе  ХVII в. следует сказать особо. Здесь как нигде проявились новые веяния.   Продолжает  развиваться  русская  общественная  мысль, публицистика. Сочинения Юрия Крижанича («Думы политичны»), Симеона Полоцкого («Жезл правления») и многих других авторов, хорошо были  известны русской просвещенной публике. Они вызывали много споров, в центре которых были проблемы абсолютизма, церкви, вопросы организации власти в стране.  Обсуждались причины «великой разрухи» и «всеконечного разорения» Русской земли.

Происходит перелом в исторической литературе. На первый план выходят светские историографы: князья, бояре, приказные дьяки, посадские люди. Героями их сочинений становятся не только светс­кие и духовные владыки,  но по большей части  «меньшие» люди,  народ. Таковы по содержанию  псковские повести «О разорении Пскова», «О бедах,  скорбех и напастех,  и же бысть в Велицей Росии».  Они возникают в демократической городской среде.

По старой русской традиции прославляются и отдельные  любимые народные герои. В литературно-повествовательных летописях «Есиповской» и «Строгановской» центральными фигурами являются Ермак и Строгановы. Предпочтение отдается новым видам исторических сочинений по проблемам и периодам, таким как «Новый летописец», «Повести книги сея от прежних лет». Их автор И.И. Котырев-Ростовский, впервые дает психологические характеристики правителей России конца ХVI –  начала ХVII вв. В  исторических  трудах появляется непривычный  автобиографизм.

Авторы сочинений пытаются оправдать собственное  поведение, явно проявляется  личная заинтересованность в освещении тех или  иных событий. Меняются  подходы к изложению материала.  Все меньше уделяется внимания элементарной повествовательности. Монах Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын в своем труде о смутном времени «Исто­рия в память предыдущим родам» сосредотачивает внимание на реальных причинно-следственных связях между событиями, хотя и  здесь мы находим традиционные рассуждения о каре за грехи.

Расширяется  круг исторических источников,  на основе  которых создаются   новые  произведения,   причем,   совершенно   очевидно критическое отношение авторов к материалу.  Закономерно,  что  на рубеже  ХVIII в.  фактически исчезают такие  формы  исторических произведений  как  летописи, хронографы с присущим им погодным, разрозненным изложением истории. Они больше не отвечают уровню исторической культуры.

Для исторических сочинений становится характерным создание более широких картин исторического прошлого с опорой на монографические разработки. Таков «Синопсис» И. Гизеля – первый печатный исторический труд, который долгое время был единственным учебни­ком русской истории. 

Светскость приобретает даже житийная литература, которая  трансформируется  в  жанр  повести-жития.  Весьма  популярным было и  вызывает  большой интерес и в настоящее время «Житие протопопа Аввакума, им самим  написанное»  лидера старообрядцев.  Это  произведение называют «стилистическим феноменом мировой литературы».  Аввакум ведет повествование  народным языком, создает яркие образы своих современников,  повествуя о своей жизни,  перенесенных страданиях и непрестанной борьбе.

В  русской  литературе ХVII в. появляются и совершенно  новые жанры,  что  было  связано с ростом грамотности  различных  слоев населения, особенно провинциальных дворян, служилых и посадских людей. Они становятся активными читателями и предъявляют новые требования к содержанию литературных произведений. В моду входит бытовая повесть сатирического содержания, где  авторы обращаются к обыденной жизни, обыгрывают психологические ситуации, отходят от средневекового шаблона и уже не показывают своих героев либо идеальными, либо абсолютными злодеями.

Излюбленными  темами  бытовых повестей стали проблемы  взаимоотношений молодого и старшего поколений, вопросы нравственности, человек с  его личными переживаниями («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве»).   Герои произведений – купцы, небогатые дворяне-авантюристы, которые отвергли патриархальные устои и нравственные нормы прошлого.

Повести   распространялись   в  форме   небольших   рукописных сборников,  написанных на плохой бумаге,  дешевых и доступных. Их характерной особенностью является тесная связь с устным народным творчеством.  Создатели повестей и сатирических сочинений обращались к сказкам, песням, народным анекдотам.  В свои  произведения  они перенесли даже прибауточный  склад  речи, поговорочные и пословичные выражения.

Демократическая сатира стала горьким свидетельством  народного  унижения и бесправия.  Отсюда и едкий сарказм, а подчас и откровенное  глумление, с которыми изображаются отрицательные  явления тогдашней действительности. Пародию на судопроизводство находим в «Повести о Шемякином суде», «Повести о Ерше Ершовиче», осуждение нравов в городской среде в «Азбуке о голом небогатом  человеке». Государственная монополия на виноторговлю рассматривается  как государственная система спаивания и разорения народа в «Празднике кабацких ярыжек», «Службе кабаку».

Объектом сатиры становится даже церковь. «Сказание  о куре и лисице»,  «Сказание о попе Саве и его великой славе»  – яркие свидетельства падения авторитета церкви, где высмеиваются жадность, лицемерие, безнаказанность служителей культа.

Театр. Общее оживление литературной жизни не могло не привести к развитию драматургии. Во второй половине века появляется русский театр. Что   самое интересное, театры  сначала возникают  в духовных школах.  Русская церковь,   используя опыт  западных  иезуитских   школ,   решила прибегнуть к театру, как средству пропаганды своих идей, в ответ на усиление миссионерства католической  церкви.  Тематика пьес была библейской, в основном обыгрывались рождественские и  пасхальные события. Школьный театр просуществовал в России около двухсот лет.

Идею театра поддержал царь  Алексей  Михайлович, который  был  наслышан  о театральных зрелищах. Парадокс заключается в том, что государь не увидел собственных достижений. Мало того,  издал указ о запрещении скоморошества. Царь едва не погубил ростки русской театральной культуры.

В 1660 г., отправляя послов за границу для найма «рудознатных самых добрых мастеров»,  Алексей Михайлович приказал привезти в Россию и «ученых,  которые б умели всякие комедии строить». Поиск  нужных людей оказался безуспешным и было решено  начать дело своими силами.  Возглавил труппу московский школьный учитель из Немецкой слободы Иоганн   Грегори.  Первое   представление состоялось в октябре 1672 г.  Московская публика увидела «Комедию об Эсфири».  В репертуаре театра были пьесы на античные и библейские сюжеты. 

Основоположником русской драматургии стал Симеон Полоцкий, его  пьесы «Комедия притчи о блудном сыне»,  «Трагедия о Навуходоносоре царе» поднимали нравственные, политические и философские проблемы.

Первый придворный русский театр просуществовал  всего лишь три с половиной года. Работа театра прекращается в 1676 г. в связи со смертью Алексея Михайловича и объявлением годового траура.

 

Таким образом, в ХVII в. знаменует собой начало Нового времени в истории Отечества. Проявляются черты новой культуры,  все больший интерес вызывает личность человека, реальная, земная жизнь.

«XVII век — один из самых сложных и противоречивых периодов в средневековой русской истории. Недаром его называли «бунташное время» — оно взрывалось «медными» и «соляными» бунтами. Народное недовольство вылилось в крестьянские войны Ивана Болотникова и Степана Разина. Это также время больших перемен в русской церкви. Реформы патриарха Никона вызвали оппозиционное движение — раскол, причем под знаменем защитников «старой веры» собирались и антифеодальные силы.

Вместе с тем в связи с изменениями в хозяйственной сфере, с созданием мануфактур, определенным сближением с Западной Европой происходит решительная ломка традиционного общественного мировоззрения. Тяга к наукам, интерес в литературе к реальным сюжетам, рост светской публицистики, нарушение иконографических канонов в живописи, сближение культового и гражданского зодчества, любовь к декору, к полихромии в архитектуре, да и во всех изобразительных искусствах, — все это говорит о быстром процессе обмирщения культуры XVII в. В борьбе старого и нового, в противоречиях рождается искусство нового времени. XVII веком завершается история древнерусского искусства, и он же открывает путь новой светской культуре» .

Пластические искусства

Успенский собор в Рязани

Храм Покрова Богородицы в Филях

Строгановская иконопись

Прокопий Чирин

Икона Богородицы Печерской с предстоящими святыми Никитой и Анастасией. Московская икона строгановского письма

Иконописные школы
Симон Ушаков

Спас Нерукотворный
Троица

Парсуна



Содержание