Культура СССР в 1985–1991 годах

Общие условия развития культуры. 1985–1991 годы  стали для СССР поистине революционными.   Весьма плодотворной  была внешняя политика.  М.С. Горбачеву удалось разрушить образ воинственной державы, готовой ради распространения идей социализма на любые действия.

Впервые из уст советского руководителя прозвучало: «Международные связи только тогда будут сполна отражать подлинные интересы народов и надежно служить делу их общей безопасности, когда в центре всего будет человек, его заботы, права и свободы». За это время были выведены войска из Афганистана, СССР прекращает вмешиваться во внутренние дела государств социалистического содружества, за что М.С. Горбачев был удостоен Нобелевской премии мира за 1990 г.

Гораздо драматичнее складывалась ситуация внутри страны, которая к 1985 г. оказалась на пороге очередного кризиса. Правительство попыталось провести «косметический ремонт», считая социализм в СССР вполне жизнеспособным.

В области экономики в 1985 г. выдвигается концепция ускорения экономического развития на основе НТР (главное звено – тяжелое машиностроение, традиционное – «станки ради станков»). На этом же этапе были проведены кампании борьбы с пьянством и алкоголизмом, с нетрудовыми доходами.  В 1989 г. взят курс на регулируемую рыночную экономику

С 1987 г. началась «перестройка», реформа политической системы, затем последовали отменена 6-ой статьи Конституции, формирование многопартийной системы, были избраны Президенты СССР и России. Граждане стали свидетелями и участниками «парада суверенитетов», процесс завершился распадом огромной державы.

С каждым «поворотом» наша страна все глубже погружалась в пучину экономических, политических и социальных проблем. В «активе» реформ – спекуляции спиртным, самогоноварение, «сахарный бум», уничтожение ценнейших плантаций виноградников, гонения на владельцев садовых участков, выращивавших и продававших свою продукцию на рынках; полное разложение экономической системы: разбалансированность народного хозяйства, инфляция, денежные эмиссии, ажиотажный спрос на товары; бесконтрольность, всеобщее пренебрежение к закону, рост преступности. Впервые за многие десятилетия население открыто высказывает недовольство. Прокатилась волна массовых выступлений трудящихся, митинги и забастовки.

В тоже время, важным шагом на пути к демократизации общества стала гласность, что обусловило оживление общественно-политической жизни со второй половины 80-х годов. Общество осмысливает прошлый исторический опыт и приходит к весьма неутешительным выводам.

Созданная за 70 лет существования советской власти система совершенно себя не оправдала. Бюрократические структуры стали непреодолимым тормозом на пути технического и культурного прогресса. Мы оказались далеко не самой передовой страной в мире, как это внушалось раньше. Развитые государства ушли далеко вперед в техническом оснащении. В СССР в промышленности около двух пятых всех работ, в строительстве – более половины, а в сельском хозяйстве, торговле – свыше двух третей выполнялось вручную. У нас насчитали 86,5% «бедных» (в США 20% малообеспеченных), а 40 млн. находились ниже «уровня бедности».

Безнадежно рухнул миф о СССР как о самой демократичной стране в мире, где «свободно дышит человек». Народное представительство в советах оказалось фикцией. Все решала только партия, которая утверждала свою власть с помощью силы, не допускала никакого инакомыслия. Особенно болезненно воспринималась правда о, так называемых, «белых пятнах» в собственной истории. Большинство отечественных героев в одночасье стали антигероями. 

Во всеуслышание заговорили об афганской проблеме. Советские войска из этой страны вывели только в феврале 1989 г. «Афганистан …отнял нечто самое главное – простые и ясные представления о добре и зле, о безусловной ценности и неприкосновенности личности», – пишет Д. Ольшанский. Все участники этой акции пережили психологический стресс под давлением постоянной  опасности гибели, научились не сдерживать жестокость в ответ на жесткость душманов.

Появляется термин – афганский синдром или «афганская преступность». Только в годы перестройки правительство перестало делать вид, что афганской проблемы не существует. «Афганцам» начали оказывать моральную и материальную помощь.

Под давлением гласности рухнула социалистическая идеология. Идеологическая перестройка приобрела откровенно разрушительный характер, начиная со сноса исторических памятников до объявления изначально ошибочными всех деяний Октября. 70-летнюю историю и культуру советского народа стали показывать только как негативную. А заодно, пересмотру подвергли всю русскую историю, создалось впечатление, что и здесь, говоря словами одного из героев отечественных фильмов,  «орудовала банда недоучившихся двоечников».

 Ситуация ухудшалась тем, что тотальный рост цен приводит к падению тиражей книг, газет, журналов, сокращению выпуска научной литературы, учебников. Театры, концертные залы, музеи становятся малодоступными для абсолютного большинства населения, опять же по причине дороговизны входных билетов. В погоне за прибылью издаются низкосортные  произведения, пользующиеся спросом – детективы, фантастика, эротика. Идеологизированную культуру, фактически, заменили на эрзац-культуру, что ведет к безнравственности и духовной опустошенности общества.  

Доверие к власти, которая не исполняла собственных решений, металась  от проблемы к проблеме, катастрофически падает. Безверие, растерянность, потеря идеологических ориентиров характеризуют состояние общественного сознания этого периода, которое  само по себе становится в высшей степени идеологизированным. Часть населения мечтала о возврате к прошлым временам, говоря: «Коммунизм-то, оказывается уже был, только мы не заметили». Послышались требования «вернуть Сталина» и жесткой рукой навести порядок. Другая часть – боролась, в полном смысле слова, за возрождение и развитие демократических традиций.

В особенно сложной ситуации оказалась молодежь. Поток разоблачений,  пересмотр исторического прошлого, чаще в негативном варианте, посеяли в душах полную неразбериху. Материальное стало заслонять духовное. Отсюда,  абсолютное безразличие к собственной истории и культуре, фактическое предательство старшего поколения.

В этих условиях усиливается интерес к религии. В Россию хлынули секты, в том числе и тоталитарные, запрещенные в других странах. Лжеучителя не стеснялись использовать криминальные методы привлечения верующих (гипноз,  психотропные средства). Ярким примером является многочисленное  движение «Белое братство».

Разумным противовесом для людей, испытывающих потребность в вере, стало возрождение русских православных традиций. После долгих гонений церковь превращается в полноправный государственный институт. Выходит большое количество религиозной литературы. Были изданы Библия, в том числе и для детей, Библейская энциклопедия,  «Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых».

Правительство, в свою очередь,  предпринимает попытки восстановить равновесие в обществе. В ноябре 1990 г. состоялась встреча М.С. Горбачева с творческой интеллигенцией. Впервые руководители сами спрашивали совета. Участникам встречи была предложена анкета. Фактически, все опрошенные выразили уверенность в том, что наше общество способно духовно возродиться.

Образование. С середины 80-х проблемы школы стали предметом пристального внимания общественности.  В прессе появились многочисленные критические публикации. Большой популярностью пользовались знаменитые останкинские вечера педагогов-новаторов. В «Учительской газете»  сторонники кардинальной реформы школы опубликовали свой  манифест под названием «Педагогика сотрудничества».

Под руководством ученого, министра образования России Э. Днепрова была подготовлена и принята «Четвертая школьная реформа», основу которой составили десять принципов: демократизация образования (отказ от концепции «винтика» ради концепции Человека, как высшей ценности общества); плюрализм образования, его многоукладность, вариативность и альтернативность; народность и национальный характер образования, при этом в школе произойдет обогащение национального общечеловеческим; открытость образования; регионализация образования (каждый регион, в зависимости от местных условий имеет права создавать свою собственную программу образования); гуманизация образования (поворот школы к ребенку, создание максимально благоприятных условий для развития его способностей); гуманитаризация образования (отход от технократизма, акцент делается на духовных ценностях человечества); дифференциация образования   (обеспечение многовариантности школы, права ребенка на выбор образования); развивающий характер образования (пробуждение способности личности к самостоятельному труду); непрерывность, преемственность различных ступеней образования.

Предполагаемая школьная реформа была лишь частью общей реформы образования в России, которая коснулась всех ступеней системы, включая вузы.

Наука. Самые заметные перемены произошли в философии, истории, экономике. Над ними перестали довлеть марксистско-ленинские догмы. Тон всему задавали историки. Ощущение шока вызвали публикации новых документальных материалов, исследований о коллективизации, индустриализации, культурной революции, красном терроре, Великой отечественной войне (В.П. Данилов «Коллективизация: как это было», Н.Г. Павленко «На первом этапе войны»). 

Источниковедческую базу пополнили мемуары видных политических деятелей (Н. Бухарина, Л. Троцкого, А. Шляпникова А. Керенского, В. Савинкова, И. Суханова, И. Церетели), представителей либеральной интеллигенции (Л. Милюкова, П. Струве), лидеров белого движения (А. Деникина, А. Врангеля). Впервые увидели свет работы Л.Н. Гумилева, создателя теории этногенеза.

В точных науках бесспорное лидерство принадлежало атомной энергетике. Самым мощным оставался ядерно-оружейный комплекс, где было занято более 100 тысяч человек. В нашей стране работали 29 атомных блоков, которые вырабатывали 12% производимой электроэнергии, а в европейской части России – около 30%. Причем, атомный реактор – это не только источник тепла и электричества, но и возможность воспроизводства ядерного и термоядерного топлива, синтеза искусственных элементов, наработки радиоактивных изотопов для медицины.

Пальма первенства в научных изысканиях принадлежала двум  крупнейшим центрам: Арзамас–16 и Челябинск–70. Здесь проводились фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские работы, натурные испытания образцов вооружения на ядерных полигонах. Одним из важных аспектов деятельности Минатома России стало осуществление утилизации ядерных боеприпасов в соответствии с программой сокращения ядерных вооружений.

Однако атомная энергетика принесла нам не только успехи. Серьезнейшим испытанием для многих наших современников, да и для самой идеи развития и использования ядерной энергии стала Чернобыльская катастрофа.

Советские ученые продолжают освоение космоса. Увеличивается длительность полетов. Космическое пространство все чаще штурмуют международные экипажи. Одновременно, ученые изучают возможности массовой и постоянной работы в космосе, о чем мечтал еще К.Э. Циолковский. В 1984 г. в Институте биофизики Красноярского Академ­городка в качестве эксперимента организовали исследовательский наземный комплекс «БИОС–3». Пять месяцев Н. Бугреев и С. Алексеев находились в замкнутой биологической системе, автономной и независимой от окру­жающей среды. Они сеяли, растили, убирали пшеницу, из зерна мололи муку. Когда бронированная дверь открылась, в руках космонавтов был каравай только что испеченного, пышного хлеба.

Всемирную известность приобрел С.Н. Федоров, создавший межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургии  глаза». За три года было открыто 12 филиалов, где делали тысячу операций в день, в год – двести тысяч. В Московском центре проводятся сложнейшие реконструктивные операции глаза. Врачи комплекса постоянно работают над новыми технологиями лечения больных. Кроме того, Федоров организовал плавучую поликлинику, побывавшую в Персидском заливе, в Объединенных Арабских Эмиратах.

Год от года советская наука испытывает все большие трудности, острый недостаток средств. Делаются первые попытки перейти на самофинансирование.

Основные тенденции в литературе и искусстве. Художественное творчество окончательно и без сожаления  расстается с социалистическим реализмом.  Примелькавшиеся штампы героев производства уступают место исследованию исторического и нравственного аспектов личности.

По большому счету, в творчестве возникла пауза. Во-первых, потому, что хлынул поток серьезных, «мощных» произведений. На фоне таких гигантов трудно стать лидером. «Художник должен чувствовать себя идущим рядом с эпохой, идущим чуть впереди эпохи!» – говорит режиссер А. Герман. 

Во-вторых, выяснилось, что творческая интеллигенция не умеет работать в условиях свободы. Привыкли жить под прессом, бороться, а теперь – не с кем и не с чем. Вместо творческой работы начались распри, столкновения консерваторов и реформаторов, раздел «имущества» композиторами, художниками, литераторами, актерами. Все это выплеснулось на страницы печати, на радио и телевидение, отнюдь не способствуя духовному обновлению общества. Не случайно, 64% опрошенных деятелей советской культуры отметили, что ситуация в их творческом  союзе ухудшилась.

Этим объясняется поголовное увлечение публицистикой и документалистикой, причем, в большинстве случаев, главной темой становится покаяние и попытка ответить на вопрос: «Кто виноват?».

Литература. С января 1987 в результате политики гласности страна переживает читательский бум. Тиражи литературно-художественных журналов возросли в десятки раз. Хлынула лавина, прежде всего, «возвращенной» литературы, ранее опубликованной на Западе или пролежавшей в столах до своего часа: проза М. Булгакова, Ю. Домбровского, Д. Гранина, А. Рыбакова, В. Шаламова, В. Набокова, Е. Замятина, А. Солженицына; поэзия И. Бродского, О. Мандельштама, М. Цветаевой, Н. Гумилева,  А. Ахматовой.

Литература поднимала общество на новую ступень исторического мышления. Безостановочно шел процесс демифологизации общественного сознания, говоря словами критика Л. Аннинского: «…если “Чевенгура” не было, то это один народ, а если “Чевенгур” все-таки был, то это несколько другой народ».

На рубеже 80–90-х гг. лидирующую роль в литературном процессе заняли  публицистика и критика. Выходят отдельные статьи (В. Селюнина «Истоки», О. Лациса «Перелом», Е. Евтушенко «Притерпелость», Ф. Бурлацкого «Какой социализм народу нужен», критические статьи Л. Аннинского) и целые  публицистические сборники, такие как «Иного не дано», «Погружение в трясину», «На пути к свободе совести».

В работах писателей, поэтов, публицистов, критиков дискутируются самые злободневные исторические и политические проблемы (о демократии,  реформах, состоянии русской культуры). Идет крайне острая полемика о войне, о судьбе деревни, о будущем нашей молодежи. Пожалуй, впервые, делается попытка понять умонастроение народа на разных исторических этапах, ответить на вопросы: «Почему соотечественник уничтожал соотечественника? Почему мы такие? И, вообще, какие мы?

Документ надолго заменил вымысел даже в романе. Такие произведения получили название «невыдуманная проза». Острейшие проблемы, с которыми столкнулась наша страна, становятся главными темами литературных произведений 80–начала 90-х гг. Едкую характеристику общества «застоя» мы находим у  Л. Разгона, об упадке нравственности, бездуховности читаем у Ч. Айтматова («Плаха»), В. Распутина («Пожар»), В. Астафьева («Печальный детектив»). Духом безысходности пропитаны произведения Ю. Полякова («Сто дней до приказа», «Апофегей»), Л. Петрушевской, где высвечиваются  самые мрачные стороны жизни 70-х.

Совершенно необходимо отметить еще одну черту современных повестей и романов, таких как, В. Маканин «Предтеча», «Гражданин убегающий», «Антилидер», Р. Киреев «Путешествие в Таганрог», «И тут расстаемся с ними», М. Кураев «Ночной дозор», «Капитан Дикштейн». В них полноправным хозяином становится, как назвал его Л. Аннинский,  «серединный человек». Он одновременно и добрый и злой, чаще никакой, для которого чудачество, блажь – норма. Это человек из пустоты, у него нет корней, истории.  Он ненавидит все, что «хоть на волос выделяется из ряда…, высовывается из всеобщего “как все”».

По общему мнению критики, литература о современности не поднялась на новый рубеж. Возможно, писателям трудно соперничать с потоком «возвращенных» произведений. Хотя, совершенно очевидно, что литераторы нового поколения уже привлекли к себе внимание.

Кино и телевидение оказались в эпицентре борьбы старого и нового. На экранах появляется огромное количество документальных лент, исторических передач. Увидели свет «полочные» фильмы, ранее недоступные работы мирового кинематографа. Один за другим вышли «застойные» картины кинорежиссера А. Германа – «Лапшин», «Проверка на дорогах». Опальный режиссер стал лауреатом государственных премий СССР, РСФСР, заслуженным деятелем искусств.

Настоящей сенсацией справедливо называют «Покаяние» (режиссер Т. Абуладзе) и «Собачье сердце», с Е. Ефстигнеевым в главной роли. Популярнейшие актеры (В. Гафт, Л. Ахиджакова, О. Басилашвили, С. Немоляева, Л. Броневой, Н. Гундарева, В. Невинный, Р. Карцев) заняты в «Небесах обетованных» Э. Рязанова.  Героями этой ленты стали на редкость интеллигентные бомжи, туповатые омоновцы,  дурковатая советская власть, которую можно обвести вокруг пальца. На описанной режиссером помойке оказалось все наше общество, в котором освободиться можно лишь на «небесах обетованных».

Впервые в советском киноискусстве возникла проблема проката. Если раньше этим занимались три – четыре человека в центре, то теперь право выбора фильмов передали назначенцам местных обкомов партии. На «Ленфильме» вышла картина «ЧП районного масштаба». Нашумевшая лента попала к зрителю лишь после расформирования партийных комитетов,  потому что там сидели те чиновники, о которых речь идет в фильме.

При чем, ситуация с прокатом постоянно ухудшалась. Чем больше было свободы, тем очевидное становилось стремление сделать кино чисто коммерческим. Прокат начал диктовать уровень. На экраны хлынули западные низкопробные картины с насилием, порнографией, воспевающие преступность, пренебрежение к законам.

Театр. В начале перестройки театр переживает настоящую  эйфорию, ощущение праздника свободы. На сцене один за другим появляются «крамольные» спектакли: «Говори!» в ермоловском, «Диктатура совести» в Ленкоме, инсценировки возвращенной литературы («Доктор Живаго», «Белые одежды», «Дети Арбата», «Собачье сердце», «Жизнь и судьба», «Факультет   ненужных вещей»).  Интерес публики был чрезвычайно велик о чем свидетельствовали постоянные толпы у касс и переполненные залы.

В 1986 г. прошел учредительный съезд Союза театральных деятелей, где были приняты решения, обеспечивающие дальнейшее развитие театрального искусства. Предполагалось открыть новые студии, ликвидировалась театральная цензура. Съезд рассмотрел вопросы, связанные с социальной защитой актеров.

Однако очень скоро театр оказался в сложном положении, а точнее в состоянии глубокого кризиса. «Под цензурой мы были несвободны в главном – в самовыражении, – говорит Л.Е. Хейфец. –  Теперь я могу выразить все, что хочу, но это почти невозможно практически». Театр не в состоянии заработать столько, чтобы покрыть расходы. Для спектакля необходимо  сшить костюмы, изготовить декорации. Во всем мире театры находятся на попечении муниципальных властей или на частном содержании.

Стал ощущаться дефицит хороших режиссеров даже в Москве. Политические пьесы с запретными до недавнего времени персонажами были слишком поверхностны. Зрительский интерес к театру падает,  часто спектакли идут при полупустых залах.

 

Гласность привела к неожиданным открытиям. Никто не подозревал, что в СССР, где коллекционирование не поощрялось, существуют частные коллекции подлинно музейной ценности. При Советском фонде культуры появляется клуб коллекционеров. Под его эгидой прошли выставки в Москве и Ленинграде, во многих столицах за рубежом. Оказывается, у нас сохранилась традиции меценатства. Известный врач А.Я. Абрамян несколько лет назад подарил свое собрание Еревану, на ее основе возник музей русского искусства. В Москве при ГМИИ им. Пушкина создан музей частных коллекций, куда отдали или завещали свои коллекции такие знаменитые собиратели, как И. Зильберштейн и А. Рамм.

Перестройка, при всей своей противоречивости, открыла новые возможности для дальнейшего развития русской культуры.

Пластические искусства

Глазунов Илья Сергеевич
Размолвка
Вечная Россия, 1988
Разгром Храма в Пасхальную ночь
Старик, 1953

Ф.М. Достоевский. Ночь, 1992

Христос и Антихрист, 1999

Голгофа. Часть триптиха "Легенда о Великом Инквизиторе". Иллюстрация к роману Ф. Достоевского "Братья Карамазовы", 1983

Михаил Михайлович Шемякин 

Карнавал в Санкт-Петербурге, 1993

Крыса, марширующая с сосисками, 1995

Поцелуй

Памятник Петру I, Петербург

Казак, 1998, бронза

Зураб Константинович Церетели

Скульптурно-пространственная композиция "Святая Нина" (высота - 19 м). Тбилиси (Грузия), 1988-1994

Памятник "300 лет Российского флота" или "Петр 1" (высота - 96 м). Москва (Россия), 1997

Чарли Чаплин. Бронза, высота 3 м, 2005

Памятник князю Олегу Рязанскому. Россия, Рязань, 2007

Сон

 

Содержание