ЯЗЫК ИСКУССТВА[1]
(материалы для анализа художественных произведений)
Манера – совокупность индивидуальных стилистических и технических
особенностей в творчестве художника.
Художественные
средства – все изобразительные
элементы и художественные приемы, которые использует художник для выражения
содержания произведения. К ним относятся: композиция, перспектива, пропорции,
светотень, цвет, колорит, штрих, фактура
и т.д.
***
Композиция (от лат. compositio) – означает составление,
соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с
какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение
художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и
назначением.
К композиционному построению относится размещение
изображения в пространстве или на картинной плоскости в соответствующих замыслу
размере, формате и материалах. Сюда входят: выяснение центра узла композиции и
подчинение ему более второстепенных частей произведения, соединение отдельных
его частей в гармоническом единстве, группировка и соподчинение их с целью
достичь выразительности и пластической целостности изображения.
При этом выделяются контрасты и ритмическое
расположение основных масс и силуэтов в картине. В композиционном решении произведения
большое значение имеет выбор точки зрения на изображаемое. При работе с
натуры к композиции относятся и поиски мотива для изображения, подбор и
расстановка предметов и постановка живой модели. Работа над композицией
включает также перспективные построения изображения, согласование масштабов и
пропорций, тональное и цветовое решение произведения.
Средства композиции включают:
Формат. Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение
стройности и возвышенности. Чрезмерное увеличение формата по вертикали
превращает изображение в свиток. Чрезмерное увеличение формата по горизонтали
диктует применение панорамной или фризовой композиций.
Динамика и
статика. Правило передачи движения:
– если на картине используются одна или несколько
диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным;
– эффект движения можно создать, если оставить
свободное пространство перед движущимся объектом;
– для передачи движения следует выбирать определенный
его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его
кульминацией.
Целостность.
Необходимое важнейшее качество
произведения искусства, способствующее его большей художественной и образной
выразительности. Целостность изображения заключается в соответствии разных его
частей друг другу, в подчинении частного – общему, второстепенного – главному,
частей (деталей) – целому, а также в единстве приемов исполнения.
Симметрию и
асимметрию. Если основной мотив
композиции помещается в ее геометрическую середину, а справа и слева образуются
две стороны, имеющие одинаковую длину, мы имеем дело с симметричной
композицией. Если основной мотив расположен не в центре, и получаются разные
длины сторон по его краям, то получаем асимметричную композицию.
Открытость и
замкнутость. Для передачи образа
чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная
композиция. Если необходимо показать большой простор, то не следует перегораживать с боков, ограничивать
какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы.
Это тип открытой композиции.
Пространство. Для изображения пространства используются композиционные
схемы (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник и т. п.).
Композиционный
центр. Центр композиции включает сюжетную
завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр
должен, в первую очередь, привлекать внимание. Центр выделяется освещенностью,
цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами.
Контраст. Контраст как универсальное средство помогает создать
яркое и выразительное произведение. Распространенный художественный прием,
представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств,
способствующих их усилению. Наибольшее значение имеет цветовой и тональный
контраст. Цветовой контраст обычно состоит в сопоставлении дополнительных
цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Тональный контраст –
сопоставление светлого и темного. Светлый объект лучше заметен, выразителен на
темном фоне и, наоборот, темный – на светлом. В композиционном построении
контраст служит приемом, благодаря которому сильнее выделяется главное и
достигаются большая выразительность и острота характеристики образов.
Равновесие. В симметричной композиции все ее части уравновешены,
асимметричная композиция может быть уравновешенной или неуравновешенной.
Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по
размеру пятен можно уравновесить одним большим.
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной
последовательности.
***
Цвет (англ. colour, фр. couleur, нем. Farbe) – свойство
любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной
части спектра. Одно из основных художественных средств в
живописи. Изображение предметного мира, разнообразных свойств и особенностей
натуры в живописи передается посредством отношений цвета и цветовых оттенков. В
натуре цвет всегда воспринимается в отношениях с окружающими его цветами, с
которыми он находится в строгом взаимодействии и зависимости.
Цветовая гамма –
цвета, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его
живописного решения.
Полихромия – многоцветность.
Монохромия – использование одного цвета.
Монохромный – одноцветный.
Хроматические цвета –
цвета, обладающие особым качеством (цветовым тоном), отличающим один от
другого. Хроматические цвета – цвета солнечного спектра, создающиеся при
преломлении солнечного луча. Условно цвета спектра располагаются по «цветовому
кругу». Эта шкала цветов содержит большое количество переходов от холодных
цветов к теплым.
Ахроматические цвета –
белый, серый, черный, различаются только по светлоте и лишены цветового тона.
К основным
качествам цвета относятся:
– цветовой тон – особенность цвета отличаться от
других цветов спектра (красный, синий, желтый и др.);
– светосила (светлые и более темные цвета);
насыщенность (интенсивность цвета);
– выделяют теплые и холодные цвета:
теплые (в сознании человека ассоциируются с солнцем, огнем)
– красный, желтый, оранжевый, бежевый, коричневый и т.д. – имеют свойство
приближать предметы;
холодные (ассоциируются с прохладой, льдом, снегом) – зеленый,
синий и т.д. – отдаляют предметы.
Большое значение в живописи имеют и отношения
дополнительных цветов и оттенков. Находящиеся рядом дополнительные цвета усиливают
друг друга. Эти же цвета являются и контрастными.
Цвет
локальный – это раскраска, не
учитывающая влияния освещения или учитывающая его ограниченно, только
разделением на освещенную и затемненную части, не принимая во внимание
взаимодействия рефлексов и контрастов. В силу этого локальные цвета всегда
несколько условны. Локальный цвет
представляет собой плоское красочное пятно.
Контрастность цвета –
тенденция воспринимать предметный цвет (его локальную окраску) независимо от
изменяющихся условий освещения, его силы, спектрального состава (дневное,
вечернее, искусственное).
В произведениях живописи цвет образует целостную
систему (колорит), а цветовая композиция – колористическое решение.
***
Колорит (от лат. Color
– цвет) – понятие о взаимоотношениях цветов: об их сходстве и различии,
согласии и несогласии. Колорит – система цветовых сочетаний в произведениях
изобразительного искусства. Одно из важнейших средств эмоциональной
выразительности. В зависимости от преобладающей цветовой гаммы он может быть
холодным, теплым, светлым, зеленоватым и т.д.
Гармоничное
сочетание цветов создает впечатление устойчивости, покоя. Контрастное сочетание
– ощущение тревоги, драматизма.
Нюанс, оттенок –
изменение цвета натуры под воздействием окружающей среды, небольшое различие в
красках по светосиле, насыщенности, цветовому фону, различие в каком-либо цвете
при его переходе от холодного к теплому и наоборот.
Лессировка – художественный прием в живописи, в котором используется
прозрачность красок. Лессировки применяются в живописи для придания цвету новых
оттенков, иногда для создания нового (прозрачного) цвета, а также для усиления
или приглушения интенсивности цвета. Лессировка широко распространена в
акварельной живописи.
В понятие колорит входят так же и светотеневые
отношения.
***
Светотень (ит., англ. chiaroscuro, фр. clair-obscur, нем.
Helldunkel) – градации светлого и темного, распределение различных по яркости
цветов, тональных и цветовых оттенков, позволяющее воспринимать объем фигуры
или предмета и окружающую их световоздушную среду.
В произведениях искусства светотень подчиняется общему
тональному решению. Градация светотени: свет,
тень, полутень, рефлекс, блик.
Свет – в изобразительном искусстве элемент светотени. Как
в натуре, так и в произведениях искусства этот термин служит для обозначения
наиболее освещенных частей поверхности.
Тень – элемент светотени, наиболее слабо освещенные
участки в натуре и в изображении. Различают тени собственные и падающие. Собственными
называют тени, принадлежащие самому предмету. Размещение этих теней на его
поверхности обусловлено формой данного предмета и направлением источника света.
Падающие – тени, отбрасываемые телом на окружающие предметы.
Полутень – один из элементов светотени. Полутень как в натуре,
так и в произведениях искусства – это градация светотени на поверхности
предмета, промежуточная между светом и глубокой тенью.
Рефлекс – в живописи оттенок цвета более сильно освещенного
предмета на поверхности, соседней с ним. Цветовые рефлексы возникают в результате
отражения лучей света от окружающих предметов; в рисунке отражение света от
поверхности одного предмета в затененной части другого.
Блик – элемент светотени. Наиболее светлое место на
освещенной (блестящей) поверхности предмета. С переменой точки зрения блик
меняет свое местоположение на форме предмета.
Моделировка – передача рельефа формы изображаемых предметов и
фигур в условиях того или иного освещения. В рисунке моделировка осуществляется
тоном (светотенью), при этом учитывается и перспективное изменение форм. В
живописи форма моделируется цветом, так как здесь тональная и цветовая стороны
неразрывно связаны между собой. Степень моделировки обусловлена содержанием
произведения и замыслом художника.
Тон – степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре
и в произведении искусства. Тон зависит от интенсивности цвета и его светлоты.
Тон в рисунке является одним из ведущих художественных средств, так как рисунок
обычно одноцветен (монохромен). При помощи отношений различных тонов передаются
объемность формы, положение в пространстве и освещение предметов. Тоном
передается то различие предметов по светлоте, которое обусловлено в натуре
разнообразием их цвета и материала. Под понятием «тон» в живописи
подразумевается светосила цвета, а также насыщенность цвета. В живописи
цветовые и светотеневые отношения неразрывно связаны. При этом не следует
смешивать понятие «тон» с понятиями «оттенок» и «цветовой тон», определяющими
другие качества цвета.
***
Перспектива (от латинского perspicio – ясно вижу) система изображения
объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру
и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя.
Перспектива – кажущееся изменение форм и размеров
предметов и их окраски на расстоянии; наука, исследующая особенности и
закономерности восприятия человеческим глазом форм, находящихся в пространстве,
и устанавливающая законы изображения этих форм на плоскости. Использование
законов перспективы помогает изображать предметы такими, какими мы их видим в
реальном пространстве.
Основные
виды перспективы:
Линейная перспектива
– способ изображения окружающей действительности на плоскости с передачей
объема и глубины.
Воздушная перспектива
– кажущееся изменение некоторых признаков предметов под воздействием воздушной
среды, изменение цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающее
по мере удаления предмета от глаз наблюдателя.
Обратная перспектива
– способ изображения, при котором линии схода направлены не вглубь картины, а
на зрителя; условная система построения пространства, в которой изображение
распластывается на плоскости, предметы представлены видимыми с нескольких точек
зрения и увеличиваются по мере их отдаления от зрителя, а пространство
разделяется на самостоятельную зону.
Параллельная перспектива
– вид перспективы, в котором параллельные линии изображаются как параллельные;
точка их пересечения (центр проекции) перенесена в бесконечность. Характерна
для дальневосточной живописи.
Ракурс – сокращение реальных или изображаемых фигур,
предметов по законам перспективы в соответствии с выбранной точкой зрения.
Точка зрения –
важнейший термин перспективы, определяющий место, где находится наблюдатель
(художник). Например, точка зрения очень низкая, так называемая лягушачья перспектива, придает предметам
и фигурам монументальный вид, очень высокая перспектива («с высоты птичьего полета»),
дает эффект панорамной перспективы.
Точка схода –
мысленно определенная на линии горизонта точка, к которой сходятся линии
параллельных граней или сторон прямоугольных предметов. В сложной композиции
может быть несколько точек схода.
Пространственные планы –
при наблюдении натуры условно разделенные участки пространства, находящиеся на
разном расстоянии от наблюдателя, части картины, различные по степени
удаленности в глубину изображаемого в ней пространства. Обычно различают несколько планов: первый, второй, третий или передний,
средний и дальний. Их количество может быть различным и зависит от объекта,
который изображают, и от творческого замысла.
Пропорция – мера частей, соотношение размеров частей друг к
другу и к целому. В изобразительном искусстве пропорции многообразны. Художник
имеет дело с различными видами пропорций. Они определяют не только построение
форм фигур и предметов, но и композиционное построение произведений. К нему
относятся нахождение соответствующего формата плоскости листа, соотношение
размеров изображений к фону, отношение масс, группировок, форм друг к другу и
т.д.
Пластичность – художественная выразительность объемной формы, гармоническое
соотношение ее частей и целого, эстетическое совершенство моделировки.
Содержание |