ЯЗЫК ИСКУССТВА[1]

(материалы для анализа художественных произведений)

Манера – совокупность индивидуальных стилистических и технических особенностей в творчестве художника.

Художественные средства – все изобразительные элементы и художественные приемы, которые использует художник для выражения содержания произведения. К ним относятся: композиция, перспектива, пропорции, светотень, цвет, колорит,  штрих, фактура и т.д.

 

***

Композиция (от лат. compositio) – означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

К композиционному построению относится размещение изображения в пространстве или на картинной плоскости в соответствующих замыслу размере, формате и материалах. Сюда входят: выяснение центра узла композиции и подчинение ему более второстепенных частей произведения, соединение отдельных его частей в гармоническом единстве, группировка и соподчинение их с целью достичь выразительности и пластической целостности изображения.

При этом выделяются контрасты и ритмическое расположение основных масс и силуэтов в картине. В композиционном решении произведения большое значение  имеет выбор точки зрения на изображаемое. При работе с натуры к композиции относятся и поиски мотива для изображения, подбор и расстановка предметов и постановка живой модели. Работа над композицией включает также перспективные построения изображения, согласование масштабов и пропорций, тональное и цветовое решение произведения.

 

Средства композиции включают:

Формат. Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности. Чрезмерное увеличение формата по вертикали превращает изображение в свиток. Чрезмерное увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиций.

Динамика и статика. Правило передачи движения:

– если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным;

– эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом; 

– для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.

Целостность. Необходимое важнейшее качество произведения искусства, способствующее его большей художественной и образной выразительности. Целостность изображения заключается в соответствии разных его частей друг другу, в подчинении частного – общему, второстепенного – главному, частей (деталей) – целому, а также в единстве приемов исполнения.

Симметрию и асимметрию. Если основной мотив композиции помещается в ее геометрическую середину, а справа и слева образуются две стороны, имеющие одинаковую длину, мы имеем дело с симметричной композицией. Если основной мотив расположен не в центре, и получаются разные длины сторон по его краям, то получаем асимметричную композицию.

Открытость и замкнутость. Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Если необходимо показать большой простор, то не следует  перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции.

Пространство. Для изображения пространства используются композиционные схемы (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник  и т. п.).

Композиционный центр. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание. Центр выделяется освещенностью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами.

Контраст. Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усилению. Наибольшее значение имеет цветовой и тональный контраст. Цветовой контраст обычно состоит в сопоставлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Тональный контраст – сопоставление светлого и темного. Светлый объект лучше заметен, выразителен на темном фоне и, наоборот, темный – на светлом. В композиционном построении контраст служит приемом, благодаря которому сильнее выделяется главное и достигаются большая выразительность и острота характеристики образов.

Равновесие. В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной или неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим.

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

 

***

Цвет (англ. colour, фр. couleur, нем. Farbe) – свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра. Одно из основных художественных средств в живописи. Изображение предметного мира, разнообразных свойств и особенностей натуры в живописи передается посредством отношений цвета и цветовых оттенков. В натуре цвет всегда воспринимается в отношениях с окружающими его цветами, с которыми он находится в строгом взаимодействии и зависимости.

Цветовая гамма – цвета, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его живописного решения.

Полихромия – многоцветность.

Монохромия – использование одного цвета.

Монохромный – одноцветный.

Хроматические цвета – цвета, обладающие особым качеством (цветовым тоном), отличающим один от другого. Хроматические цвета – цвета солнечного спектра, создающиеся при преломлении солнечного луча. Условно цвета спектра располагаются по «цветовому кругу». Эта шкала цветов содержит большое количество переходов от холодных цветов к теплым.

Ахроматические цвета – белый, серый, черный, различаются только по светлоте и лишены цветового тона.

 

К основным качествам цвета относятся:

– цветовой тон – особенность цвета отличаться от других цветов спектра (красный, синий, желтый и др.);

– светосила (светлые и более темные цвета); насыщенность (интенсивность цвета);

– выделяют теплые и холодные цвета:

теплые (в сознании человека ассоциируются с солнцем, огнем) – красный, желтый, оранжевый, бежевый, коричневый и т.д. – имеют свойство приближать предметы;

холодные (ассоциируются с прохладой, льдом, снегом) – зеленый, синий и т.д. – отдаляют предметы.

Большое значение в живописи имеют и отношения дополнительных цветов и оттенков. Находящиеся рядом дополнительные цвета усиливают друг друга. Эти же цвета являются и контрастными.

Цвет локальный – это раскраска, не учитывающая влияния освещения или учитывающая его ограниченно, только разделением на освещенную и затемненную части, не принимая во внимание взаимодействия рефлексов и контрастов. В силу этого локальные цвета всегда несколько условны. Локальный цвет представляет собой плоское красочное пятно.

Контрастность цвета – тенденция воспринимать предметный цвет (его локальную окраску) независимо от изменяющихся условий освещения, его силы, спектрального состава (дневное, вечернее, искусственное).

В произведениях живописи цвет образует целостную систему (колорит), а цветовая композиция – колористическое решение.

 

***

Колорит  (от лат. Color – цвет) – понятие о взаимоотношениях цветов: об их сходстве и различии, согласии и несогласии. Колорит – система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Одно из важнейших средств эмоциональной выразительности. В зависимости от преобладающей цветовой гаммы он может быть холодным, теплым, светлым, зеленоватым и т.д.

Гармоничное сочетание цветов создает впечатление устойчивости, покоя. Контрастное сочетание – ощущение тревоги, драматизма.

Нюанс, оттенок – изменение цвета натуры под воздействием окружающей среды, небольшое различие в красках по светосиле, насыщенности, цветовому фону, различие в каком-либо цвете при его переходе от холодного к теплому и наоборот.

Лессировка – художественный прием в живописи, в котором используется прозрачность красок. Лессировки применяются в живописи для придания цвету новых оттенков, иногда для создания нового (прозрачного) цвета, а также для усиления или приглушения интенсивности цвета. Лессировка широко распространена в акварельной живописи.

В понятие колорит входят так же и светотеневые отношения.

 

***

Светотень (ит., англ. chiaroscuro, фр. clair-obscur, нем. Helldunkel) – градации светлого и темного, распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков, позволяющее воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду.

В произведениях искусства светотень подчиняется общему тональному решению. Градация светотени: свет, тень, полутень, рефлекс, блик.

Свет – в изобразительном искусстве элемент светотени. Как в натуре, так и в произведениях искусства этот термин служит для обозначения наиболее освещенных частей поверхности.

Тень – элемент светотени, наиболее слабо освещенные участки в натуре и в изображении. Различают тени собственные и падающие. Собственными называют тени, принадлежащие самому предмету. Размещение этих теней на его поверхности обусловлено формой данного предмета и направлением источника света. Падающие – тени, отбрасываемые телом на окружающие предметы.

Полутень – один из элементов светотени. Полутень как в натуре, так и в произведениях искусства – это градация светотени на поверхности предмета, промежуточная между светом и глубокой тенью.

Рефлекс – в живописи оттенок цвета более сильно освещенного предмета на поверхности, соседней с ним. Цветовые рефлексы возникают в результате отражения лучей света от окружающих предметов; в рисунке отражение света от поверхности одного предмета в затененной части другого.

Блик – элемент светотени. Наиболее светлое место на освещенной (блестящей) поверхности предмета. С переменой точки зрения блик меняет свое местоположение на форме предмета.

Моделировка – передача рельефа формы изображаемых предметов и фигур в условиях того или иного освещения. В рисунке моделировка осуществляется тоном (светотенью), при этом учитывается и перспективное изменение форм. В живописи форма моделируется цветом, так как здесь тональная и цветовая стороны неразрывно связаны между собой. Степень моделировки обусловлена содержанием произведения и замыслом художника.

Тон – степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в произведении искусства. Тон зависит от интенсивности цвета и его светлоты. Тон в рисунке является одним из ведущих художественных средств, так как рисунок обычно одноцветен (монохромен). При помощи отношений различных тонов передаются объемность формы, положение в пространстве и освещение предметов. Тоном передается то различие предметов по светлоте, которое обусловлено в натуре разнообразием их цвета и материала. Под понятием «тон» в живописи подразумевается светосила цвета, а также насыщенность цвета. В живописи цветовые и светотеневые отношения неразрывно связаны. При этом не следует смешивать понятие «тон» с понятиями «оттенок» и «цветовой тон», определяющими другие качества цвета.

 

***

Перспектива (от латинского perspicio – ясно вижу) система изображения объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя.

Перспектива – кажущееся изменение форм и размеров предметов и их окраски на расстоянии; наука, исследующая особенности и закономерности восприятия человеческим глазом форм, находящихся в пространстве, и устанавливающая законы изображения этих форм на плоскости. Использование законов перспективы помогает изображать предметы такими, какими мы их видим в реальном пространстве.

 

Основные виды перспективы:

Линейная перспектива – способ изображения окружающей действительности на плоскости с передачей объема и глубины.

Воздушная перспектива – кажущееся изменение некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды, изменение цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающее по мере удаления предмета от глаз наблюдателя.

Обратная перспектива – способ изображения, при котором линии схода направлены не вглубь картины, а на зрителя; условная система построения пространства, в которой изображение распластывается на плоскости, предметы представлены видимыми с нескольких точек зрения и увеличиваются по мере их отдаления от зрителя, а пространство разделяется на самостоятельную зону.

Параллельная перспектива – вид перспективы, в котором параллельные линии изображаются как параллельные; точка их пересечения (центр проекции) перенесена в бесконечность. Характерна для дальневосточной живописи.

Ракурс – сокращение реальных или изображаемых фигур, предметов по законам перспективы в соответствии с выбранной точкой зрения.

Точка зрения – важнейший термин перспективы, определяющий место, где находится наблюдатель (художник). Например, точка зрения очень низкая, так называемая лягушачья перспектива, придает предметам и фигурам монументальный вид, очень высокая перспектива («с высоты птичьего полета»), дает эффект панорамной перспективы.

Точка схода – мысленно определенная на линии горизонта точка, к которой сходятся линии параллельных граней или сторон прямоугольных предметов. В сложной композиции может быть несколько точек схода.  

Пространственные планы – при наблюдении натуры условно разделенные участки пространства, находящиеся на разном расстоянии от наблюдателя, части картины, различные по степени удаленности в глубину изображаемого в ней пространства. Обычно различают несколько планов: первый, второй, третий или передний, средний и дальний. Их количество может быть различным и зависит от объекта, который изображают, и от творческого замысла.

Пропорция – мера частей, соотношение размеров частей друг к другу и к целому. В изобразительном искусстве пропорции многообразны. Художник имеет дело с различными видами пропорций. Они определяют не только построение форм фигур и предметов, но и композиционное построение произведений. К нему относятся нахождение соответствующего формата плоскости листа, соотношение размеров изображений к фону, отношение масс, группировок, форм друг к другу и т.д.

Пластичность – художественная выразительность объемной формы, гармоническое соотношение ее частей и целого, эстетическое совершенство моделировки.

 

Неизвестный Эрнст Иосифович
Шадр Иван Дмитриевич
          Булыжник – оружие пролетариата
Глазунов Илья Сергеевич
          Размолвка
          Петербург Ф.М.Достоевского
 Коржев Г.М.
          Поднимающий знамя
Пластов Аркадий Александрович
          Лето
          Фашист пролетел
Дейнека Александр Александрович
          Будущие летчики
Серов Владимир Александрович
          Ходоки у Ленина
Сарьян Мартирос Сергеевич
          Три возраста
Кукрыниксы: М.В.Куприянов, П.Н.Крылов, Н.А.Соколов
          Конец
Корин Павел Дмитриевич
          Александр Невский
Иогансон Борис Владимирович
          Допрос коммунистов
Грабарь Игорь Эммануилович
          На озере

Содержание