Общие условия развития культуры. В ХIV в. начинается возрождение Руси. Происходит объединение русских земель вокруг Москвы. То огнем и мечом, то дипломатической изворотливостью укрепляют московские князья свою власть. Главное значение этого процесса заключалось, как отмечает В.О. Ключевский, в том, что «московский удельный владелец, став великим князем, первым начал выводить русское население из того уныния и оцепенения, в какое повергли его внешние несчастия».
Первое упоминание о Москве относится к середине XII века (1147 г.), а возвышение ее происходит во время Ивана Калиты[1], которого по праву называют «собирателем русской земли». Иван Данилович был расчетливым хозяином, при нем утвердилось мнение о московских князьях как об «образцовых устроителях своего удела». Калита вместе с ярлыком на великокняжеский стол получил право сбора дани и обязался сам доставлять ее в Орду. Прекратились опустошительные набеги. Наступило время «тишины великой по всей земле». Важнейшим событием в истории отечества стала Куликовская битва. Сначала ослабление, а затем и полное освобождение от татаро-монгольской зависимости обусловили быстрый экономический и культурный подъем страны.
Растет население Руси, заселяются заброшенные земли, возрождается сельское хозяйство. В княжение Дмитрия Донского в Москве начинают чеканить монету. Экономическими, политическими и культурными центрами, по-прежнему, остаются города, при чем, появляется много новых, таких как Тверь, Нижний Новгород, Москва, Переяславль-Рязанский.
На новый качественный уровень поднимается ремесленное производство. Начинают использовать водяной двигатель и водяную мельницу. В ХV веке были известны десятки специальностей по обработке железа: кузнецы, сабельники, подковщики, замочники и др. В рассказе об обороне Москвы от Тохтамыша в 1382 году впервые упоминается огнестрельное оружие. Оружейники изобрели первые русские пушки – «тюфяки».
С 80-х годов ХV века большое развитие получает литейное дело. Центром литейного производства становится государев Пушечный двор в Москве. Андрей Чохов, один из самых талантливых мастеров и изобретателей, в 1586 году отливает знаменитую царь-пушку, предназначавшуюся для обороны Московского Кремля. По калибру это самая большая пушка в мире – длина более 5 м., вес 40 т, диаметр ствола 89 см.
Объединение русских земель вокруг Москвы завершается к ХVI веку при Иване III и Василии III. Символично, что в 1477 r., когда удалось окончательно подчинить Новгород, в Москву был отправлен вечевой колокол – символ нoвгopoдcкoй независимости, распустили новгородское вече. Пал последний на Руси островок демократических традиций, происходит укрепление централизованного управления и усиление государственного аппарата. Однако, князья пока еще не являются единовластными самодержцами, они делят власть с Боярской думой, советом из наиболее знатных бояр.
В первом великокняжеском Судебнике 1497 г. провозглашается неприкосновенность личности феодала, его привилегированное положение в обществе, юридически оформляется государственная система крепостного права.
Иван III получил новый титул – «великий князь всея Руси». Всячески подчеркивается божественность происхождения княжеской власти, а, следовательно, и безоговорочного подчинения ей. С конца ХV в. в печатях и гербе великого князя появился византийский двуглавый орел, устанавливается новый государственный обряд венчания преемника на царство; внешними атрибутами власти стали наличие у государя скипетра и державы, великокняжеской короны – шапки Мономаха, которая, по официальной версии-легенде, была дарована князю Владимиру Мономаху eго дедом, византийским императором «в знак царского достоинства».
Стремление к установлению самодержавной власти требовало создания прочной идеологической базы, доказательств божественного происхождения царской власти. В XVI веке окончательно утверждается доктрина «Москва – Третий Рим». Эта политическая теория основывалась на «Сказании о князьях владимирских», откуда следовало, что московские цари являются прямыми потомками императора Августа через Владимира Святославича. Сюжеты «Сказания» были изображены на барельефах царского престола в московском Успенском соборе.
Эту же цель преследовал и псковский старец Филофей в своих рассуждениях о мировой роли Русского государства. По мнению автора, в мире существует вечное царство Рим. Первый Рим был в Италии. Погиб он потому, что изменил вере, принял католичество. Второй Рим – Византия, ее падение связано с Турецкими завоеваниями. На смену Византии пришла Москва – «это третий Рим, но четвертому не бывать». Конечно, таким образом возвышалась не только царская власть, но и роль церкви.
Объединенная Русь превратилась в сильное и грозное государство. За период с середины ХV в. до середины XVI в. государственная территория Руси увеличивается более чем в 6 раз. Устанавливаются разветвленные международные связи, торговые отношения со многими странами.
Новым испытаниям родное отечество подверг Иван IV Грозный, первый русский царь «всея Руси». Увлекшись борьбой с боярством, государь от реформ (правление «Избранной рады») перешел к планомерному уничтожению собственного населения (опричнина). Неудачи в Ливонской войне обернулись очередной потерей исконно русских земель. Страна снова оказалась в состоянии хаоса и экономического кризиса.
Рассматриваемый период был достаточно сложным и для русской церкви. При Иване Калите религиозный центр перемещается в Москву, что в значительной степени усилило нравственное и политическое значение новой столицы. Сама церковь приобретает огромную силу и влияние. Отчасти потому, что духовенство берет на себя решение определенных социальных проблем (помощь обездоленным, организацию обучения детей). К тому же, монастыри и храмы становятся самыми крупными и богатыми феодалами на Руси. Очевидное стремление духовного руководства вмешиваться в мирские дела совсем не устраивало светских правителей. Впервые предпринимаются попытки ограничить власть церковных иерархов.
Тенденции на усиление роли государства и церкви, закрепощения крестьян вызвали в обществе неоднозначную реакцию. В общественном сознании появляются качественно новые черты. На смену былому единству приходит борьба различных течений. В противоборство вступают «нестяжатели»[2] и «иосифляне»[3], появляются «безбожные ереси»[4] с их отрицанием учения о Троице, наличия рая, с идеями о «духовном разуме», о равенстве людей. Попытки свободомыслия, как правило, заканчивались драматически – ссылками и пытками. В Москве на площадях запылали костры.
Закономерно, что в условиях борьбы мнений, большое значение приобретает публицистика. Появляется масса проектов преобразований. Авторы пытаются убедить главу государства в правильности того или иного предложения. Спорили о вооружении и организации войск, судьбе церковного землевладения, о наделении помещиков землей, крестьянами, о средствах борьбы с злоупотреблениями.
Один из самых интересных публицистов XVI века – Иван Пересветов, выходец из Литвы, служил у польского князя Сигизмунда, у венгерского и чешского королей. Из Чехии приехал в Москву. Предлагая реформы, отстаивал равенство всех перед государством, выступал за отмену привилегий, хотя сам был представителем дворянства.
Против чрезмерного угнетения крестьян поднял свой голос другой публицист Ермолай Еразм. В числе активных авторов был и Иван IV Грозный, хотя и не написавший собственной рукой ни строчки, он только диктовал. В знаменитой переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского также затрагиваются проблемы общественного устройства и путей развития России.
Накопление научных знаний. Развитие ремесел, строительный бум ХV–ХVI веков обеспечили накопление теоретических и практических знаний. Огромные постройки требовали точных расчетов, знания законов математики и механики. Появляются письменные пособия по арифметике и геометрии, имевшие прикладной характер.
Обширные торговые связи с разными странами, расширение собственных границ приводит к развитию географии. Составляются чертежи отдельных областей и всего государства в целом. В хронографах и летописях появляются географические статьи. Большой интерес вызывали сведения о различных странах. Складывается особый литературный жанр, названный «хождениями». В 1466–1472 годах тверской купец Афанасий Никитин посетил Индию. Он оставил деловые и обстоятельные записки – «Хождение за три моря». Под тремя морями подразумеваются Каспийское, Черное и Индийский океан.
Среди исторических произведений можно назвать «Русский хронограф», появившийся на рубеже XV–XVI веков, где излагаются события русской и всемирной истории. По мнению О.В. Творогова, этот памятник стал не только исторической энциклопедией, содержащей массу фактов и сведений по всемирной истории, но и увлекательным чтением для нескольких поколений древнерусских книжников...».
Основные тенденции в литературе и искусстве. Со второй половины ХIV века особенно бурно развиваются русская литература, просвещение, искусство. Духовное творчество было теснейшим образом связано с православием. В тоже время, совершенно очевидна тенденция к отходу от ортодоксального христианства и усиление чисто русских традиций, накопленных в период домонгольского завоевания, включая древнеславянскую культуру.
Литература и общественная мысль. Пережитый Русью мрак татаро-монгольского нашествия, славные победы над внешним врагом не могли не оставить глубокого следа в русской литературе. Надолго эта тема становится одним из важнейших направлений в творчестве талантливых русичей. Идея национальной независимости, готовности защитить отечество, воспевание храбрости русских героев легли в основу множества произведений этого периода.
Самым совершенным литературным памятником, наиболее ярко отразившим пафос эпохи, является «Задонщина». Предполагается, что оно было написано рязанцем Софонием. Названо по месту битвы на Куликовском поле – «за Доном». «Задонщина» стала поэтическим прославлением русской победы на Дону. Автор повествует о бедах русской земли, скорбит о погибших, воздает хвалу победителям. Заключительную часть произведения пронизывает уверенность в непоколебимости Руси. Автор следует за «Словом о полку Игореве» и в художественном, и в идейном отношении. Сопоставляет события в «Слове» и в современной ему действительности.
Куликовской битве было посвящено «Сказание о Мамаевом побоище», появившееся в первой половине ХV века. «Сказание» было весьма популярно в ХVI и ХVII веках. Оно сохранилось более чем в ста списках и восьми основных редакциях. Многие рукописи украшены миниатюрами, изображающими основные события. В тексте подлинные исторические факты соседствуют с придуманными. Видимо, автору важнее всего было подчеркнуть единство Руси, которое стало основой блестящей победы.
Во многих регионах страны (Тверь, Рязань, Смоленск) появляются сложные литературные произведения на основе многочисленных народных преданий, связанных с борьбой против иноземцев.
В устном народном творчестве широко распространяется жанр исторических песен. На смену былинным богатырям пришли реальные исторические лица. Песни посвящались конкретным событиям. В рассказах о взятии Казани воспевались пушкари, их находчивость и мастерство. Исключительно популярны были народные герои. Простой русский человек побеждает хвастливого иноземного князя Кострюка. Множество песен сложено о Ермаке – смелом атамане, выходце из народа, который присоединил Сибирь к Русскому государству, был активным противником бояр. Народ пытается дать свою оценку русским правителям, их конкретным делам.
По прежнему, много внимания уделяется летописанию. Уже в начале XV века была составлена большая московская летопись – «Троицкая», которая сгорела в пожаре 1812 года и была восстановлена ученым М.Д. Приселковым на основании многолетних изысканий. 10 томов объемом около 9000 листов составил Лицевой летописный свод – самое крупное произведение подобного рода средневековой Руси. Обширные летописи появляются в Твери, Нижнем Новгороде, Ростове, Смоленске, Пскове и других городах. По богатству исторического материала выделяются труды новгородских летописцев.
Новгородский архиепископ Макарий еще при Василий III задумал собрать, систематизировать и переписать в двенадцати огромных фолиантах «все святые книги... которые в русской земле обретаются». Совершенно очевидно, что Макарий не только хотел сохранить ценное литературное наследие, но, прежде всего, определить круг чтения православных, регламентировать духовную жизнь, «уберечь» их от нежелательной, вредной литературы. Этот колоссальный труд был назван «Великие Минеи Четии», завершен в 1541 году. Сюда вошли более двух тысяч различных произведений для чтения на весь годичный цикл. Их распределили по 12 книгам, каждая из которых соответствовала определенному месяцу.
Ярким примером нравственно-воспитательных произведений может служить «Домострой» – свод рекомендаций, наставлений в благочестии, чисто практических советов. Составителем основной редакции «Домостроя» (существовал еще ранний, новгородский вариант) был священник кремлевского благовещенского собора Сильвестр, духовный наставник Ивана IV в отрочестве и юности. 64 главы книги включают «духовное строение» о почитании веры, «мирское строение» об организации семейной жизни, «домовое строение» о ведении хозяйства. Здесь можно почерпнуть сведения о том, как строить дом, как принимать гостей, как отцу семейства лучше относиться к домочадцам и челяди, чтобы воцарился мир и порядок. Хозяйкам давались практические рекомендации по ведению хозяйства.
В конце XIV – начале XV века на Руси появляется множество переводных сочинений. В 1518 году великий князь Василий III пригласил в Москву афонского монаха Максима для перевода Толкового псалтыря. В России его прозвали греком. Максим Грек был из знатного рода, получил прекрасное образование, до пострижения в монахи много путешествовал.
Именно в России Максим Грек состоялся как писатель, публицист, философ. Многие сведения в древнерусские книги попали благодаря его переводам. Непреходящее значение имеют его собственные работы – «О пришельцах философах», «Беседования о пользе грамматики», «Беседа души и ума». Его труды переписывали и изучали по всей Руси. А в келье кремлевского Чудова монастыря собирались московские просвещенные люди, жаждущие знаний.
Слишком большой авторитет Максима Грека напугал официальную церковную власть, тем более, что философ был сторонником «нестяжателей». По ложному доносу он был арестован и долгое время содержался как узник в различных монастырях.
Дальнейшее развитие литературы и просвещения было связано с открытием первой типографии на Руси в 1536 году. Ее организовал Иван Федоров – человек незаурядных способностей, энциклопедист и просветитель, художник и писатель, изобретатель и разносторонний мастер, умелец, владевший многими ремеслами. Он умел отливать пушки, изобрел многоствольную мортиру и первый печатный станок.
В 1564 году Иван Федоров вместе с ближайшим другом и помощником Петром Мстиславцем выпускает в свет «Апостола» – первую точно датированную русскую книгу, которая, безусловно, претендует на роль эталона печатной продукции. Издатели провели тщательное редактирование, не было ни одной опечатки. Шрифт, украшения, иллюстрации хорошо продуманы и аккуратно выполнены. Издание готовилось 10 лет. Вслед за «Апостолом» был издан «Часовник», надолго ставший основной учебной книгой. Во второй половине XVI века появились около 20 печатных изданий.
[1]Калита – прозвище, произошло от слова кошелек; по одной версии, он был очень скуп и недоверчив, всегда носил на поясе кошелек, по другой – кошель ему нужен был для раздачи милостыни бедным.
[2] Духовным вождем «нестяжателей» стал Нил Сорский. Его последователи – Вассиан Патрикеев, Матвей Башкин, Феодосий Косой, Максим Грек. «Нестяжатели» критикуют церковь, в особенности монастыри, которые увлеклись «земными богатствами» (монастыри даже занялись ростовщичеством), проповедуют аскетизм, нравственное самоусовершенствование.
[3] Духовный вождь игумен Иосиф Волоцкий призывал к укреплению монастырей, высказывал идею превосходства духовной власти над светской.
[4] Начало еретическим движениям было положено в вольнолюбивом Новгороде, затем они распространяются и на другие города. Среди самых массовых и популярных – новгородские «стригольники», движения возглавляемые Матвеем Башкиным и Феодосием Косым.
«История раннемосковского искусства начинается с XIV столетия. С вступлением на княжеский стол Ивана Калиты неуклонно расширяются границы московского княжества, растут торговые связи. Затем в Москву переезжает митрополит и она становится не только политическим и экономическим, но и церковным общерусским центром, поборов острое сопротивление Твери. Со второй половины XIV в. Москва превращается в общепризнанную столицу формирующегося русского государства. Московская земля в этот период единственная способна дать решительный отпор Литовскому княжеству и Золотой Орде, о чем свидетельствовала Куликовская битва (1380).
В создающемся централизованном государстве начинается формирование общерусской культуры. По дошедшим до нас остаткам первых построек в Московском Кремле мы можем сделать вывод о ведущемся белокаменном строительстве с резными деталями, что было продолжением традиций владимиро-суздальского зодчества, ибо московские князья стремились вести ту же объединительную политику владимирских князей XII—XIII вв. В Московском Кремле во второй половине XIV в. (1367) возводятся каменные стены вместо дубовых (1339), с 9 башнями и общей протяженностью в 2 км. Укрепляются подступы к Москве – Коломна, Серпухов, Дмитров, Можайск. Русь готовится к схватке с Ордой.
Древнейшие из сохранившихся от раннемосковского периода памятники относятся уже к концу XIV – началу XV в» .
«В последней четверти XV в. заканчивается процесс сложения русского централизованного государства. Москва становится столицей мощной державы, в которой главной опорой «государя всея Руси» является боярство. Она становится также и главным культурным центром, вобравшим в себя и продолжающим развивать традиции искусства русских княжеств. В Москву свозятся самые замечательные произведения из разных земель, здесь работают бок о бок с приглашенными иноземными архитекторами русские мастера. Развивается искусство не отдельных школ, как это было в предыдущий период, а общенациональное искусство.
Москва в этот период – оплот русского православия, «третий Рим». Это не могло не отразиться и на искусстве. Начиная с XVI в., особенно при Иване Грозном, искусство все больше подчиняется интересам государства, в нем все отчетливее наблюдается регламентация. Стоглавый собор 1551 г. канонизировал многие иконографические схемы и композиции, что несомненно ограничивало художника, сковывало его творческую душу»
Успенский собор в Московском Кремле
Архангельский собор в Московском Кремле
Грановитая палата
Церковь Вознесения в Коломенском
Собор Василия Блаженного
Андрей Рублёв
Троица
Жёны – мироносицы
Дионисий
Роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре
Распятие
          
Содержание |